Ледокол «Ямал»: как он устроен и почему «улыбается» | «Красный Север»
0°C

Экономика

Хруст льда за бортом: как работает «зубастый» атомоход «Ямал» в северных морях

Атомоход «Ямал»: какие задачи выполняет и почему на нём зубастая «улыбка»

«Ямал» — один из российских атомных ледоколов, заложенных еще в советское время. Более трех десятилетий мощное судно, украшенное зубастой «улыбкой», работает в морях Арктики. Как появился этот фирменный окрас, и какие функции выполняет атомоход, названный в честь полуострова Ямал — в материале «Красного Севера».

Время для чтения ~ 13 минут


История и срок службы «Ямала»

Атомный ледокол «Ямал» класса «Арктика» — один из старейших, из работающих в России. Он был заложен на Балтийском заводе в Ленинграде 31 октября 1986 года. На воду судно спустили 4 октября 1989 года, а ввели в строй 27 октября 1992 года. И сегодня, спустя почти 32 года, ледокол продолжает выполнять свои задачи в арктических широтах.

Изначально «Ямал» был рассчитан на 25 лет службы, но дважды ресурс его реакторной установки продлевали: сначала до 150 000 часов, затем — до 200 000 часов. В последний раз ФГУП «Атомфлот» провел такие плановые работы на ледоколе в 2020 году. Благодаря этому, срок эксплуатации «Ямала» был увеличен до 2028 года.

Интенсивность судоходства в акватории Северного морского пути ежегодно возрастает. Работы по продлению ресурса реакторных установок проводились также на атомоходах «Вайгач» и «Таймыр», введенных в строй на два — три года раньше «Ямала». Увеличение их срока службы позволит России плавно, без пауз переходить к использованию новых универсальных атомных ледоколов проекта 22220.

Как устроен «Ямал»: характеристики атомного ледокола

«Ямал» — атомный ледокол с турбоэлектрической установкой. У него четыре палубы, две платформы, пятиярусная надстройка и две мачты. Корпус ледокола выполнен из специальных легированных сталей, его толщина составляет от 32 до 48 мм по ледовому поясу.

Ледокол «Ямал» проводит суда по Севморпути. Фото: knyazev vasily / Shutterstock / Fotodom
Ледокол «Ямал» проводит суда по Севморпути. Фото: knyazev vasily / Shutterstock / Fotodom

Корпус судна разделен на водонепроницаемые отсеки. Также по всей длине помещений энергетической установки установлены водонепроницаемые переборки, образующие второй борт. Конструкция непотопляемая даже при повреждении корпуса. Особое внимание уделено и противопожарной защите ледокола. Для соблюдения экологических требований работают установки по сжиганию судовых отходов, очистке и обеззараживанию сточных вод.

Ядерная энергетическая установка «Ямала» состоит из двух автономных атомных паро-производящих установок, паротурбинной и гребной электрической установок, двух судовых электростанций, вспомогательных механизмов, устройств и оборудования.

Выход радиоактивных веществ в окружающую среду предотвращают многоуровневые защитные барьеры. За время эксплуатации суда класса «Арктика» показали свою надежность и безопасность. Плановая перегрузка ядерного топлива проводится на этих атомоходах примерно раз в пять лет.

Основные характеристики атомохода «Ямал»:

  • длина –150 метров;
  • ширина – 30 метров;
  • высота борта — 17,2 метра;
  • осадка — 11 метров;
  • водоизмещение полное — 23 000 тонн;
  • скорость хода на чистой воде — 20,8 узлов;
  • скорость во льду в зависимости от толщины — от 2 узлов;
  • мощность главной установки — 75 000 лошадиных сил.

Ледокол оснащен современными навигационными комплексами, спутниковой связью, другими необходимыми приборами и техникой для работы в суровых условиях Арктики.

Как «Ямал» ломает лед

Несмотря на свои габариты, атомоход довольно маневренный и обладает хорошей управляемостью. Скорость у него небольшая, около 21 узла (39 км/ч) по чистой воде. При преодолении многолетних льдов и проводке судов она значительно снижается.

Ледокол проламывает лед своей массой. Фото: Gonzalo Solari Cooke / Shutterstock / Fotodom
Ледокол проламывает лед своей массой. Фото: Gonzalo Solari Cooke / Shutterstock / Fotodom

«Ямал» способен справиться со льдом толщиной до 2,5 метра. Ледокол ломает его ударами носовой частью или, наползая на него, продавливает своей массой. Слишком тяжелый, плотный лед в отдельных зонах иногда поддается не с первого раза. Если невозможно обойти этот участок, то ледокол отходит назад и снова пробует пробить с разгона.

Корпус судна имеет конструктивные особенности, чтобы не зажимало во льдах. Если такое все же произошло, то освободиться поможет дифферентная система. Установленные в противоположных концах корпуса большие цистерны при переменном закачивании в них воды позволяют раскачивать атомоход для выхода из ледовых тисков.

Когда «Ямал» идет по открытой воде, то качка ощущается только при скорости близкой к максимальной. Если он преодолевает небольшой и ровный ледовый покров, то ход вполне плавный, сравнимый с ездой на автомобиле. Чем больше толщина, тем сильнее будут гул и вибрация на борту, свидетельствующие о тяжести работы судна.

Побывавшие на атомоходе отмечают, что основными непривычными для них звуками были треск ломающегося льда, скрип самого судна и завывание ветра.

Почему ледокол красный и откуда на нем акулья «улыбка»

У ледокола «Ямал» черно-красный окрас, почти как у атомохода того же типа «50 лет Победы», введенного в эксплуатацию в 2007 году. Считается, что яркие цвета делают суда более заметными в ледяной пустыне. Но, например, у чуть раньше построенных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач» черно-красные только корпуса, а надстройки — белые или бледно-желтые. Новые, более мощные ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь» и «Урал», которые уже работают на Севморпути, довольно яркие. Они окрашены в синий и голубой цвета с полосами российского триколора на надстройке.

Из всех действующих ледоколов только у «Ямала» есть свое «лицо». На нос судна нанесено стилизованное изображение акульей пасти. Оно появилось через 2 года после начала его работы, в 1994 году. Украсить борт решили 30 лет назад перед выполнением рейса с детьми на Северный полюс. В рамках одной из гуманитарных программ «Ямал» тогда доставил на «макушку планеты» 55 музыкально одаренных подростков из разных стран мира, где они провели концерт. С установленных на борту, на льду и на вертолете видеокамер 23 августа 1994 года велась первая в истории прямая трансляция российского телевидения с Северного полюса. Для того времени это было невероятное событие.

Оригинальная «улыбка» акулы на борту ледокола прижилась, стала его отличительной особенностью и символом победы над льдами. За фирменное изображение, неизменно притягивающее внимание, атомоход прозвали «зубастый» «Ямал».

Где и как работает ледокол «Ямал» сейчас

В составе экипажа «Ямала» одновременно работают более 80 человек. Они выходят в рейс на четыре месяца, затем меняются.

Проложенный ледоколом путь. Фото: Koptyaev Igor / Shutterstock / Fotodom
Проложенный ледоколом путь. Фото: Koptyaev Igor / Shutterstock / Fotodom

Главная работа ледокола — сопровождение судов по Северному морскому пути. Для них он пробивает дорогу в многолетних льдах Карского, Баренцева и других северных морей. Управление атомоходом — настоящее искусство экипажа с поиском оптимальных путей и подходов в зависимости от обстановки. При проводке надо уметь выбрать правильную дистанцию, чтобы ледяная каша за атомоходом не успела сомкнуться и остановить сопровождаемое судно. Если такое случается, то ледокол окалывает его вокруг и, освободив от плена, продолжает идти впереди или берет на буксир. Последний вид проводки моряки называют — «на усах».

В основном «Ямал» занимается сопровождением судов по замерзшим северным морям. Ранее его привлекали для выполнения других задач: доставки грузов и полярников на дрейфующие станции, членов арктических экспедиций, участия в спасательных работах.

После 2008 года «Ямал» уже не совершает круизы на Северный полюс, как пассажирское судно он не используется. Туристов на «вершину мира» сейчас летом возит атомоход «50 лет Победы». По данным одной из туркомпаний, в июле 2024 года из Мурманска организуют несколько рейсов. Их специальным гостем станет знаменитый путешественник Федор Конюхов. Стоимость 13-дневной поездки начинается от 2 миллионов 375 тысяч рублей.

Использование вертолетов и БПЛА на ледоколе

«Ямал» оборудован вертолетной площадкой и ангаром, как и другие ледоколы и научные суда. Раньше вертолеты им были необходимы для проведения ледовой разведки. На основе полученных данных гидролог давал рекомендации, как и куда двигаться дальше.

Сейчас вертолет на ледоколе есть не всегда — в зависимости от задач, которые ему предстоит выполнять. Использовать такую технику на постоянной основе дорого. Да и авиационную разведку в наши дни потеснили космические технологии. Практически всю информацию о состоянии ледяного покрова в Арктике экипажи судов получают со спутников. В отличие от авиационных, их данные намного оперативнее и охватывают большие территории. Это очень важно, так как погода в Арктике меняется стремительно.

Кроме того, Россия первой начала использовать в арктических широтах беспилотные летательные аппараты (БПЛА). С их помощью можно получать данные о ледовой обстановке в режиме реального времени. «Росатом» 1 февраля 2024 года сообщил о завершении испытаний комплекса ледовой разведки на базе беспилотника. На последнем, третьем этапе аппарат запускали с ледокола «Ямал» вдоль подходного канала к Обской губе Карского моря. Несмотря на сложные метеоусловия, испытания прошли успешно. БПЛА передавал на ледокол в режиме реального времени радиолокационные снимки и видеозаписи в оптическом и инфракрасном диапазоне. Кроме того, впервые была отработана автоматизированная посадка беспилотника на палубу ледокола без участия оператора.

Мурал с ледоколом в Салехарде. Фото: Сергей Уфимцев / «Ямал-Медиа»
Мурал с ледоколом в Салехарде. Фото: Сергей Уфимцев / «Ямал-Медиа»

Интересные факты о ледоколе «Ямал»

  • Ледокол был заложен в советское время и сначала получил название «Октябрьская Революция». После распада СССР, перед вводом в эксплуатацию его переименовали в «Ямал».
  • В августе 2007 года, когда «Ямал» совершал рейс с иностранными туристами, погибла пожилая путешественница из Швейцарии. В процессе фотосъемки в районе Земли Франца-Иосифа женщина перегнулась через ограждение и упала за борт, разбившись об лед насмерть.
  • В сентябре 2009 года ледокол «Ямал», возвращаясь в порт, задержался для выполнения двух серьезных незапланированных дел. Он эвакуировал группу археологов, подавших сигнал бедствия с архипелага Новая Земля, и забрал с другого ледохода заболевшего члена экипажа. Таковы морские правила — отказать в помощи нельзя.
  • В августе 2011 года атомоходы «Ямал» и «50 лет Победы» впервые провели самый большой танкер в истории Севморпути. Судно «Владимир Тихонов» с газоконденсатом дедвейтом более 162 000 тонн значительно превышало по размеру сами ледоколы.
  • В сентябре 2015 года в Салехарде на фасаде дома по улице Чубынина появился мурал с ледоколом «Ямал». Художник Павел Плетнев из Санкт-Петербурга за неделю создал картину «зубастого» судна размером 15 на 17 метров.
  • Гости стенда ЯНАО на выставке-форуме «Россия», которая проходит в Москве до 8 июля 2024 года, могут совершить на атомном ледоколе «Ямал» виртуальное путешествие.


8

0

6

1

0

0



Темы

Ямал, Ледокол, Транспорт, Севморпуть, Арктика