Потребитель
Как не нарваться на палёный градус?
До новогоднего застолья остался день. В магазинах ажиотаж: покупателям явно не хватает времени запастись необходимым загодя. Как в приятной суете не прогадать с приобретением застольных напитков?
Конечно, главный из них в новогоднюю ночь – шампанское. Без него не обходится ни один Новый год (если, конечно, вы не трезвенник). Зачастую с ним соседствуют водка, коньяк, различные вина…
ПОКУПАЮТ РОССИЙСКОЕ
Как рассказал «КС» Юрий Нестеренко, старший менеджер по закупкам одного из супермаркетов Салехарда, спрос на алкоголь в канун праздников неизменно растет. Мало кто покупает спиртное заранее.
Основная масса покупателей предпочитает отечественный товар или произведенный в Абхазии, Армении и Грузии. И дело здесь не столько в патриотизме, сколько в соотношении цены и качества.
– Каждый покупатель хочет поставить на стол бутылку, за которую не будет стыдно перед гостями, – говорит наш собеседник. – Российские вина и более крепкие напитки здесь явно выигрывают. Тем более в последние годы их авторитет подкреплен высококачественной продукцией крымских виноделов. И не беда, что некоторые отечественные марки спиртного стоят дорого. Перед Новым годом многие люди не столько экономят, сколько тратят.
По словам старшего менеджера, риск напороться на какой-нибудь суррогат практически сведен к нулю. Внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы в розницу «подстраховало» не только покупателей, но и продавцов.
– Сейчас есть возможность отследить путь каждой бутылки от производителя до потребителя. Мы, как представители розницы, получили больше уверенности в том, что от поставщиков к нам поступил качественный товар, так что появление контрафакта исключено, – подчеркнул Юрий Нестеренко.
ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ!
Впрочем, на этот счет есть и другие мнения. Юрий Старостенко, начальник отдела контроля профильного управления департамента АПК, торговли и продовольствия ЯНАО, подчеркивает: бдительность потребителю не помешает.
По его словам, в этом году сотрудники окружной структуры находили контрафактный алкоголь там, где прежде его почти не наблюдалось. В том числе в Приуральском, Ямальском и Красноселькупском районах. Основной вал нарушений помогла выявить ЕГАИС. С начала года специалисты возбудили сорок административных дел, назначили около 100 экспертиз, изъяли из оборота 38 тысяч бутылок контрафакта, аннулировали действие 11 лицензий.
Главный совет эксперта: алкоголь нужно покупать в приличных специализированных магазинах, а не на открытых рынках, в ларьках, у таксистов и через интернет. Напомним, у извозчиков таких прав нет, равно как и у различных интернет-магазинов.
Юрий Старостенко напоминает: в каждой торговой точке должна быть представлена вся необходимая для потребителя информация – прежде всего разрешительные документы. Кроме того, каждый товар должен быть снабжен ценником, который не может быть ниже минимальной цены, установленной в России на водку, коньяк и шампанское. Всё что дешевле – вне закона.
– Нужно помнить, что шампанское при всем желании не может стоить 90 или 100 рублей, потому что отпускная цена от производителя и оптовика также регулируется государством, и ни один добросовестный участник рынка не будет торговать себе в убыток, – прокомментировал он.
Если стоимость устраивает, нужно обратить внимание на этикетку: отсутствие информации на русском языке даже на импортном товаре – повод заподозрить неладное. Далее стоит осмотреть федеральную специальную или акцизную марки. Первая предназначена для отечественного товара, вторая – для завезенного извне. Марка не может быть глянцевой, а голограмма на ней – статичной. Информация должна совпадать с данными на этикетке. Для пущей уверенности, имея под рукой смартфон, марку можно отсканировать с помощью мобильных приложений. Информация также должна совпадать с данными на этикетке.
Наиболее популярное сегодня приложение – «АнтиКонтрафакт Алко», разработанное Росалкогольрегулированием. Этот же ресурс поможет проверить и специальный «алкогольный» чек с QR-кодом. Его кассир обязан выдать вместе с обычным кассовым документом. Если этого не случилось, зовите старший персонал торговой точки.
ПО НОЧАМ – НЕ ПРОДАВАТЬ!
Напоследок Юрий Старостенко напомнил об ограничении по времени продажи алкоголя. Региональный закон гласит, что торговать горячительным с десяти вечера и до десяти утра нельзя. Существуют также списки дней, в которые реализация алкоголя полностью запрещена. Их устанавливают муниципальные власти. С начала года специалисты возбудили 200 административных дел в отношении юрлиц, преступивших эти правила.
КСТАТИ
Минимальные цены на алкоголь в розницу
Коньяк – 371,05 рубля
за 0,5 литра.
Водка – 205 рублей
за 0,5 литра.
Шампанское –
164 рубля
за 0,75 литра.