Политика
Арктика задает тон в технических решениях
«КС» узнал, за что регионы критикуют главный законопроект для развития высоких широт и чем показателен опыт Ямала.
К экологическим вопросам до сих пор многие относятся свысока, как к чему-то третьестепенному. Но именно арктическая природа, точнее, то, что с ней успели сделать за 80 лет промышленного освоения, заставляет мыслить не терминами «борьбы» и «покорения», а гармонизации взаимного общения.
По сути, Арктика становится законодателем мод не только в области современных промышленных и технических решений, но и экологического образа мысли. Такой вывод позволяют сделать итоги первого дня VII международного форума «Арктика: настоящее и будущее», стартовавшего в Санкт-Петербурге 4 декабря.
«ЯКОРИ» ЕСТЬ, А СОЦЗАЩИТЫ НЕТ
Пленарное заседание «Опорные зоны: региональные модели и роль государства» открыл Александр Цибульский. В ранге заместителя министра экономического развития он разрабатывал эту концепцию для перспективного развития Арктической зоны России, а теперь в должности врио губернатора Ненецкого автономного округа реализует ее. По его определению, опорная зона устойчивого развития – это система планирования макроэкономических проектов для снижения издержек и достижения максимального эффекта. Удается ли регионам ее внедрять?
В докладах губернаторов и вице-губернаторов девяти арктических субъектов Федерации говорилось о том, что проекты при всем разнообразии объединяют стратегии соседних регионов и настрой на сохранение, а то и спасения окружающей среды.
Наиболее критическим стало выступление губернатора Мурманской области Марины Ковтун, которая отметила недоработки появившегося в недрах Минэкономразвития проекта закона «О развитии Арктической зоны РФ», представленного в ноябре на общественное обсуждение. По мнению Марины Ковтун, вместо комплексного законопроекта, охватывающего все стороны жизни российской Арктики, министерство создало методичку по разработке опорных зон. Главными недостатками названо деление региональных проектов на «якорные» и «сопровождающие», со стоимостным критерием от 100 миллиардов рублей в качестве основного, и отсутствие контента о социальной защите населения.
«Из анализа видно, что законопроект «О развитии Арктической зоны РФ» составлялся без взаимодействия создателей с администрациями арктических регионов», – упрекнула законотворцев губернатор.
Еще один недостаток законопроекта привел на панельной дискуссии «Ликвидация накопленного экологического ущерба в Арктике: на пути кооперации бизнеса и власти» заместитель губернатора Мурманской области Евгений Никора. Он подчеркнул, что в документе отсутствует упоминание о мерах по ликвидации экологического ущерба, в том числе утилизации отходов освоения и военного использования Арктики, среди которых кладбища кораблей, брошенные военные и исследовательские базы, источники радиоактивного загрязнения.
ПРЯМАЯ ДОРОГА В ЕВРОПУ
Ямало-Ненецкую опорную зону представлял на форуме заместитель губернатора Александр Мажаров. В качестве драйверов развития, вокруг которых будет выстраиваться конфигурация региональной опорной зоны, он назвал проекты в сфере добычи и переработки углеводородов и развития транспортного сообщения с отечественным и мировым товарными рынками. Стоимость региональных проектов, реализованных к 2020 году, составит 123 миллиарда долларов США. Ямал уже играет ведущую роль в деле оживления навигации по Севморпути, по добыче природного газа, по развитию шельфовых проектов. А с вводом в эксплуатацию завода «Ямал СПГ», который ожидается в ближайшие дни, СМП становится логистическим мегапроектом. В тоже время ЯНАО превращается в одного из лидеров нефтехимической промышленности. «Ямал СПГ» будет первым заводом мирового уровня, построенный в условиях Арктики. Его проектная мощность – 16,5 миллиона тонн сжиженного природного газа в год. Следом планируется возвести второй завод, обсуждается проектирование третьего на Гыдане.
Порт Сабетта, развитие которого связано с проектом по сжижению ямальского газа, находится ближе всего к наиболее перспективным месторождениям углеводородов «Газпромнефти» и «Газпрома». По мнению властей Ямала, в ближайшем будущем этот порт должен стать многофункциональным, а также самым восточным морским портом Севморпути, с подведенной железной дорогой. На деньги «Газпрома» уже построена железнодорожная ветка до Бованенковского газоконденсатного месторождения, власти ЯНАО, на условиях частно-государственного партнерства, готовы проложить 170 км стальной магистрали до Сабетты.
– Со строительством этой дороги мы получаем прямой выход Северной и Свердловской железных дорог к Северному Ледовитому океану, – рассказал Александр Мажаров. – А с вводом в действие Северного широтного хода обеспечиваем доступ ямальских предприятий к инфраструктуре РЖД в полном объеме.
Комментируя в кулуарах форума инициативы ямальцев, заместитель губернатора рассказал корреспонденту «КС», что еще одним важным проектом региона должно стать строительство железнодорожно-автомобильного моста через Обь и продление железной дороги от станции Лабытнанги до Салехарда.
С РЖД уже согласованы пределы ответственности и характеристики сооружений, наступила стадия подготовки проектно-сметной документации и экспертиз. В случае реализации совместного проекта Республики Коми и НАО по строительству автодороги Сыктывкар – Нарьян-Мар и продлении ее до Воркуты и Салехарда появится полноценное автомобильное сообщение с Европейской Россией.
Кратко описав в докладе экономическую составляющую опорной зоны, Александр Мажаров рассказал об очистке островов Белый и Вилькицкого в Карском море, постоянных научных экспедициях на полуострове и шельфе, усилиях по сохранению традиционного уклада жизни коренных народов Ямала.
Позже, в комментарии «КС», он подчеркнул: несмотря на множество нерешенных вопросов, акцент на экологию становится все более серьезным.
– Компании ТЭК уже понимают его серьезность и работают с соблюдением экологических норм. Теперь власть должна улучшить жилую, социальную среду для людей, которые здесь живут. И делать это в гармонии с природой, – заключил Александр Мажаров.
Детали
ИМПОРТ ВЫДВОРЯЮТ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ПЛАНИРОВАЛОСЬ
Процесс импортозамещения в отечественном ТЭК идет с опережением, заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Он вместе с главой Минэнерго Александром Новаком участвовал в заседании межведомственной рабочей группы по снижению зависимости российского ТЭК от импортного оборудования, комплектующих и запасных частей, услуг иностранных компаний и использования иностранного программного обеспечения, а также по развитию нефтегазового комплекса РФ.
Отмечено, что еще три года назад доля иностранных технологий и комплектующих составляла 60 процентов, доходя по некоторым позициям до 90. По итогам 2017 года этот показатель снизится до 52 процентов, вместо планируемых 55-ти, а через два года достигнет 40 процентов.
Наиболее важны разрабатываемые технологии сжижения газа и производства сопутствующего оборудования. Министерство в этом вопросе плотно сотрудничает с «Газпромом», который активно реализует механизмы господдержки, разработанные Минпромторгом.
– Мы планируем до 2035 года использовать уже полностью российские технологии, российское оборудование, – подчеркнул министр, – доведя объемы производства СПГ в России до 70-80 миллионов тонн в год. Произведенная продукция главным образом будет поступать российским потребителям.
На промышленной экспозиции в рамках форума особое внимание было уделено проекту разработки техники для производства СПГ, представленному Объединенной машиностроительной корпорацией. Начать выпуск готовых технологических линий планируется в 2020 году.
Акценты
МЕТАЛЛОЛОМ С БЕЛОГО ПОКА НЕЛЬЗЯ СДАТЬ НА ПЕРЕПЛАВКУ…
На учете в Минэкологии состоят 102 замусоренные территории в Арктике, хотя на самом деле их значительно больше. На местах часто замалчивают информацию о свалках и не включают их в реестр, боясь ответственности…
Об этом шла речь на панельной дискуссии по вопросам экологии, в которой участвовали заместитель министра по природопользованию и экологии РФ Сергей Ястребов, руководитель профильного комитета Госдумы Владимир Бурматов и большое количество чиновников и представителей экспертно-делового сообщества.
Главной проблемой за полярным кругом назвали свалки отходов от добычи минеральных ресурсов. Решать проблему в министерстве надеются с помощью федеральных и привлеченных региональными властями средств, а также за счет волонтерского движения, которое может быть неплохим способом бесплатно пожить в Арктике.
В ЯНАО, как известно, экологические проекты стартовали задолго до того, как тема получила широкое звучание. На острове Белом волонтеры трудились с 2012 по 2016 годы. Там собрано и складировано несколько тысяч тонн металла, который из-за правовой коллизии нельзя утилизировать, так как невозможно определить его собственников и сдать утиль на переплавку.
С решением этого вопроса обещал помочь Владимир Бурматов, рассказал «КС» заместитель губернатора Александр Мажаров:
– На следующей неделе запланировали совместную рабочую встречу. Кстати, это можно назвать одним из результатов работы форума для автономного округа.