обновлено: 12:57, 07 мая 2024
Общество
Священный «Ангальский мыс» в Салехарде перестанет быть местом для пикников
В ЯНАО священные места коренных северян получат статус «памятник природы»
Ямальские ученые нашли способ охраны особо значимых мест коренных малочисленных народов Севера. Они предложили придать им статус памятников природы местного значения.
На Ямале доля особо охраняемых природных территорий составляет чуть более 10% от общей площади округа. При этом, согласно Конвенции по биоразнообразию, необходимо не менее 17% территорий, максимально представляющих природное разнообразие. Поэтому увеличить площадь регионального экологического каркаса можно за счет придания такого статуса некоторым ключевым священным местам коренных малочисленных народов Севера.
Ведущий научный сотрудник Научного центра изучения Арктики Евгения Моргун пояснила, что священные места коренных жителей Ямала — это особенные территории, где не бывают чужаки — только члены кочевой семьи или общины.
По ее словам, на Ямале есть священные места, которые сохранились в первозданном виде, потому что туда трудно добраться. В частности, на территории священного места Порге-мач в Красноселькупском районе отмечается экологическая ненарушенность исследуемого участка. А вот священные места, которые оказались на территории городов или поселков, испытывают на себе огромнейшую антропогенную нагрузку.
Например, Коми-деревня в Лабытнанги — это священное место, которое утратило свое первичное значение и стало уже совсем другим. То же самое может произойти и со священным местом «Ангальский мыс» в Салехарде, где местное население любит жечь костры, жарить шашлыки, ходить по грибы. Здесь же валяется различный бытовой мусор. Поэтому священное место «Ангальский мыс» нуждается в первостепенной охране, усилению охранного статуса и по своему биологическому разнообразию вполне может быть рассмотрено как потенциальный памятник природы местного значения.
Как отметила Евгения Моргун, присвоенный статус поможет ограничить хозяйственную деятельность на этих территориях, сохранить экосистемы в естественном виде, защитить их от вандализма и уничтожения. В дальнейшем эту модель можно будет применять в других регионах Арктики.