В магазинах Ямала и Югры может полностью исчезнуть муксун | «Красный Север»
0°C

Агропром

В магазинах Ямала и Югры может полностью исчезнуть муксун

Учёные предлагают ввести тотальный запрет на продажу царь-рыбы. Кто – за?


Прилавки, заполненные горбатенькими профилями, опустеют полностью, а у изъятых хвостов «распотрошат» всю родословную. Выдать ямальского муксуна за канадского или якутского больше не получится!

Всё это произойдет, если будет широко поддержана инициатива Госрыбцентра – ввести тотальный запрет торговли муксуном на Ямале и в ХМАО. Впрочем, продавать эту многострадальную рыбу, равно как и ловить ее на Оби, нельзя и сейчас. Но у дельцов, подделывающих происхождение продукции, незаконный промысел процветает.

При этом канадского муксуна, по утверждению ученых- ихтиологов, в природе не существует. Есть сиг, который внешне и по вкусу похож на «нашего» обского собрата, но это разные виды.

Коробки с «тем самым» специфичным товаром совершенно на законных основаниях периодически закупает владелец рыболовецкой артели «Орион» Олег Мамеев. На упаковке, которую он показывал, четко написано, что это – сиг, выращенный в Китае.

В Якутии – муксун настоящий, его порой завозят и на Ямал. Но чаще – он лишь прикрытие для незаконной реализации местных хвостов…

НЕЛЬМЫ МАЛО, И ОНА СОВСЕМ ОБМЕЛЬЧАЛА

Провозгласить радикальный запрет на продажу ямальской царь-рыбы представителя Госрыбцентра Владимира Крохалевского заставили исследования коллег. О чем он рассказал на совещании в Салехарде, которое прошло под председательством главы региона, и было посвящено развитию рыбной отрасли и аквакультуры ЯНАО.

Выяснилось, что, несмотря на мораторий, четвертый год, действующий на вылов нельмы и муксуна, в Оби этой дефицитной рыбки не прибавляется. Наоборот.

– Популяция нельмы катастрофически снижается. Особи в возрасте 8–9 лет встречаются крайне редко, а средняя масса всего лишь полтора килограмма, – поведал заместитель директора научного учреждения. – То есть, тех крупных нельм по 10–12 килограммов, которые были раньше, практически нет. Браконьерство виновато. Но появилась и другая беда: обмельчавшая нельма стала легкой добычей для рыболовов-любителей, и они ее очень рьяно вылавливают на спиннинги.

РЫНОК СБЫТА ПРОВЕРЯТ ЖЕСТЧЕ

Муксун и вовсе превратился в обскую редкость. Как подчеркнул Владимир Крохалевский, складывается впечатление, что мораторий распространился только на законопослушных добытчиков: коренное население и предприятия. Им то приходится ловить налима и прочую черную рыбешку, лишь мечтая о царь-рыбе.

– Рынок муксуна по-прежнему насыщен в Тюмени и Салехарде. Органам рыбоохраны и пограничникам не справиться с задачей, если не подключатся другие органы в торговой сети. Например, на Байкале приняли запрет на ловлю омуля и одновременно закрыли его продажу. ФСБ, полиция работают по складам, рыбу изымают и оформляют соответствующие дела, – заявил специалист.

На его взгляд, этот опыт применим и на Ямале. Если провести генетические исследования, можно выявить маркеры, позволяющие определять, какой популяции принадлежит муксун: обской, енисейской или якутской.

В этом направлении Тюменский аграрный университет готов работать с Госрыбцентром, оборудование есть, дело за финансированием.

По итогам обсуждения губернатор Дмитрий Кобылкин поручил провести в ближайшее время еще одно отраслевое совещание, уже совместно с правоохранительными органами. Там рассмотрят тему ужесточения борьбы с незаконным ловом, а также проверок рынка сбыта рыбы в регионе.

МАТОЧНЫЕ СТАДА СПАСУТ СИТУАЦИЮ

Действенной мерой, кроме борьбы с браконьерством, по восстановлению стад сиговых в ямальских реках может стать пастбищное рыбоводство. Ямальские депутаты в прошлом году приняли закон «Об аквакультуре». Уже нашлось несколько энтузиастов, взявших в аренду семь озер для разведения рыбы.

Ученые продолжают подыскивать пригодные для аквакультуры водоемы, но добровольцев на новом поприще не прибавляется, специалисты осторожничают.

К примеру, на Аксарковском РПП сообщили, что заниматься рыборазведением вроде бы и заманчиво, но – это дополнительные траты и хлопоты. А на предприятии все силы сосредоточены на промышленной ловле, обновлении флота и так далее, поэтому идти в «новую гавань» там еще не готовы.

Как рассказал на совещании глава департамента по науке и инновациям ЯНАО Алексей Титовский, масштабы искусственного воспроизводства рыбы сильно ограничены количеством отлавливаемых для этих целей особей. Иными словами, сиговых в Обском бассейне не хватает для получения больших объемов икры на разведение.

– Необходимо формировать маточные стада, тогда мы сможем обеспечить рыбоводные предприятия икрой и личинками. Сейчас ведутся переговоры с Всероссийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии по разработке программы для создания такого стада, – объявил Алексей Титовский. – Собский рыбоводный завод в качестве эксперимента уже зарыбил мальками муксуна одно из озер в Приуральском районе.


ПОКА УМЕЕМ ЛИШЬ ЛОВИТЬ, А НЕ РАСТИТЬ

Глава семейно-родовой общины КМНС из Приуаральского района, попросившая не называть ее фамилию, мечтает разводить живца в озере. Но…

Летом она вместе с родственниками ведет промышленный лов в Приуралье. Продукцию – от налима до пеляди – продают местному предприятию.

– Мой папа был известный рыбак. Помню, в детстве еще, когда на Оби разрешалось ловить осетра, он выпускал несколько рыбин в озеро рядом с селом, – рассказала она. – Осетры спокойно там жили несколько недель, а потом их вновь вылавливали… Можно было бы попробовать  выращивать осетров.

Но дальше разговоров дело пока вряд ли сдвинется. По словам собеседницы, необходим квалифицированный специалист по аквакультуре. Такового нет.

– А у нас в роду все только рыбачить могут. Вдобавок  закупка оборудования и личинок потребует больших средств. Боюсь, что начнутся многочисленные проверки надзорных служб. Так что пока – мы трудимся по старинке, добывая, а, не выращивая рыбу, – подытожила глава общины.


РЫБНЫХ ФЕРМЕРОВ ПОИЩУТ СРЕДИ КОЧЕВНИКОВ

В мае должна появиться дорожная карта развития пастбищного рыбоводства до 2025 года.

Такое поручение дал губернатор Ямала профильным департаментам для активизации товарного рыборазведения.

– Кроме того, нужно ездить на места, в общины, объяснять людям, как и для чего надо заниматься рыбным фермерством, – подчеркнул Дмитрий Кобылкин. – Это очень серьезная работа, но ее надо сделать, по-другому нельзя.

Как уже сообщал «КС», решено подготовить пилотный проект по аквакультуре, найти энтузиаста – предприятие, общину или частника и оказать ему всестороннюю поддержку. Этот пример должен привлечь других игроков в отрасль.


0

0

0

0

0

0



Темы

ФСБ РФ, Инновации, Браконьерство, Муксун, Капремонты, Метели, Убийство, Якутия