Валентина Агафонова: «Мне бы снова в небо» | «Красный Север»
0°C

обновлено: 17:58, 27 июня 2023

Общество

Валентина Агафонова: «Мне бы снова в небо»

Более четверти века работы в гражданской авиации, в том числе бортпроводником. Эту часть своей жизни Валентина Агафонова из Салехарда считает очень значимой.

Время для чтения ~ 13 минут


Свой путь в небо Валентина Агафонова (в девичестве Бирулина) начинала с Як-40, самолёта, который называют одним из символов отечественной гражданской авиации.

– До сих пор помню запах салона и сам салон — небольшой, уютный. Мне нравился гул двигателей, для меня он звучал как музыка, — улыбается Валентина Алексеевна.

Крутой вираж

До своего переезда из Северного Казахстана на Ямал Валя Бирулина ни разу не летала. Самолёты видела издалека, да и то это были Ан-2, что обрабатывали поля химическими веществами. Тем более она не задумывалась о работе в авиации. Хотела стать военным врачом, логопедом-дефектологом, экскурсоводом. Трудилась старшей пионервожатой в школе посёлка Искра, лаборантом в петропавловском пединституте имени К.Д. Ушинского. И тут письмо от старшей сестры, которая жила с мужем в Салехарде. Светлана рассказывала о городе, северном сиянии, а в конце сообщала: «Идёт набор бортпроводников». Девушка загорелась. Решению дочери категорически воспротивились родители, друзья сомневались, мол, и ростом не вышла, и вес меньше положенного, но Валентина была тверда. На все попытки отговорить отвечала, что уже не маленькая — девятнадцать лет по паспорту, физическая сила тоже есть, не зря с детства спортом занималась, имеет второй разряд по волейболу.

У трапа самолёта Як-40. Июнь 1982 года. Фото: предоставлено из личного архива Валентины Агафоновой
У трапа самолёта Як-40. Июнь 1982 года. Фото: предоставлено из личного архива Валентины Агафоновой

– Без физического здоровья, выносливости в нашей работе никуда, — вспоминает Валентина Алексеевна. — Мы принимали почту, размещали её на борту, закрепляли ремнями. Несли сами к самолёту аптечку, прессу, посуду, трёхлитровые банки с соками, бутылки воды: питания для пассажиров раньше не было, только напитки. Также мы следили за чистотой и порядком в салоне, в пути сообщали пассажирам, над какими населёнными пунктами пролетаем, рассказывали о городах, в которые направляемся. Все тексты учили наизусть. Ещё проводили конкурсы рисунков среди детей, работала передвижная библиотека. К слову, несколько лет назад на одном мероприятии ко мне подошёл мужчина, представился жителем Лабытнанги и признался, что выбрал Ямал после моего рассказа об округе в самолёте. Получается, что тот рейс изменил его жизнь.


ЯК-40 стал первым в мире пассажирским реактивным самолётом, разработанным специально для местных воздушных линий. Машина пришла на замену поршневым Ил-12 и Ил-14, её серийное производство началось в конце 1960-х на авиазаводе в Саратове и продолжалось четырнадцать лет. На Ямале первый Як-40 появился в 1973 году. В середине мая он отправился в рейс по маршруту Салехард — Тюмень, через год открыли рейс Салехард — Москва.


Всё выше и выше

Из Петропавловска в город на полярном круге Валентина приехала в середине февраля 1975 года. Добиралась через Тюмень на Ан-2 и Ан-24. Это был её первый полёт. Второй состоялся в конце марта, только теперь она была уже не пассажиром, а бортпроводником. Летели по маршруту Салехард — Тарко-Сале — Уренгой.

– Желающих попасть в службу бортпроводников было много. На комиссию вместе со мной пришло человек двадцать, но отобрали только трёх. Обучения как такового не проводили. Несколько недель до поступления на работу сама изучала всю имеющуюся литературу по теме, а накануне полёта получила инструкции. Если были вопросы, обращалась к коллегам, к Надежде Королёвой, первому в округе бортпроводнику. Уже потом окончила Ленинградское авиационное техническое училище гражданской авиации по специальности «Организация авиационных перевозок» с квалификацией «техник-технолог», прошла несколько курсов в учебно-тренировочном отряде в Тюмени.

Летная книжка бортпроводника. Фото: Ирина Китаева / «Ямал-Медиа»
Летная книжка бортпроводника. Фото: Ирина Китаева / «Ямал-Медиа»

Девушка с головой ушла в работу, и результат не заставил себя долго ждать: уже в мае она стала лучшим бортпроводником в округе, в декабре заняла второе место в областном конкурсе профессионального мастерства. Через некоторое время Валентину повысили до бортпроводника-инструктора, затем назначили начальником службы бортпроводников.

Про молодого специалиста несколько раз писали в многотиражной газете «Авиатор Тюмени». Потом были публикации в «Красном Севере» и «Полярном круге». Все номера она бережно хранит. Это память о работе в гражданской авиации.

Фото: Ирина Китаева / «Ямал-Медиа»
Фото: Ирина Китаева / «Ямал-Медиа»

В 1998 году Валентину Агафонову наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени — она стояла у истоков Салехардского трансагентства и авиакомпании «Ямал».


В небе Валентина Агафонова нашла и свою любовь. Муж Владимир Фёдорович работал бортмехаником Як-40. У супругов родилась дочь Ольга. Сегодня она живёт с мужем Сергеем в Подмосковье. Внук Глеб — студент РУДН.


Не терять головы

Бортпроводник — ответственная профессия. Именно он отвечает за безопасность людей в салоне.

– Работа бортпроводников — это постоянная проверка на стрессоустойчивость. Нужно уметь общаться с пассажирами, уметь чётко следовать инструкции при возникновении непредвиденных ситуаций, — продолжает Валентина Алексеевна. — В моей работе было всякое: сердечные приступы у пассажиров, припадки эпилепсии… Один раз в самолёт попала шаровая молния, удар был такой силы, что треснуло стекло, на корпусе в носовой части осталась вмятина. Нас тогда Воркута приняла. Помню рейс в Красноселькуп: заходим на посадку, а на полосе оленья упряжка, экипаж решает идти на второй круг, а горючего мало. Или рейс в Тюмень через Ханты-Мансийск. Уже в полёте обнаружили техническую неисправность, из-за неё в Ханты-Мансийске нас буквально носило по полосе, кидало из стороны в сторону, остановились только тогда, когда уткнулись в сугроб. В такие минуты, даже секунды, думала не о себе, хотя и шишки, и синяки получала, а о пассажирах, о том, что их нужно успокоить, быстро эвакуировать.

Фото: предоставлено из личного архива Валентины Агафоновой
Фото: предоставлено из личного архива Валентины Агафоновой

Эти снимки сделаны в 1977-м и 1988 годах. По ним можно проследить, как менялась форма бортпроводников. «В первый рейс вообще отправилась в своей одежде: белая блузка, юбка, зелёная безрукавка. На груди брошь в виде каравеллы», — вспоминает Валентина Алексеевна.

Валентина Агафонова в центре. Фото: предоставлено из личного архива Валентины Агафоновой
Валентина Агафонова в центре. Фото: предоставлено из личного архива Валентины Агафоновой

К счастью, во всех случаях всё закончилось хорошо. И в этом заслуга пилотов.

– Мне посчастливилось работать с настоящими профессионалами. Роман Доленко, Анатолий Соколов, Алексей Габула, Валерий Саитов, Борис Ширыкалов, Геннадий Зайцев, Геннадий Хрущёв… Надёжные, сильные, мужественные люди. Каждый из них заслуживает отдельного рассказа. Например, Геннадий Николаевич Зайцев впоследствии стал директором Федеральной авиационной службы России. Я помню их всех, у каждого была своя манера взлёта и посадки. Одни взлетали плавно, выверено, другие — круто, стремительно, как истребители. Так, что захватывало дух от восторга.

Дела земные

Салехардский объединённый авиаотряд (СОАО) в то время возглавлял лётчик с большим стажем, человек с непререкаемым авторитетом Владимир Иванович Васильев. Сам отряд представлял собой мощную структуру, этакий город в городе. В состав помимо профильных служб входили детские сады, клуб, котельная, тепличное хозяйство. В середине 1970-х на базе СОАО и подшефной школы № 6 была открыта Малая воздушная академия, её организатор и руководитель — ветеран Великой Отечественной войны, ветеран авиации Борис Владимирович Веселовский. Старшеклассники, успешно окончившие МВА, получали рекомендации для поступления в учебные заведения гражданской авиации.

Борис Владимирович Веселовский (второй слева) с членами экзаменационной комиссии в учебном классе Малой воздушной академии. Фото: предоставлено из фондов МВК имени И.С. Шемановского
Борис Владимирович Веселовский (второй слева) с членами экзаменационной комиссии в учебном классе Малой воздушной академии. Фото: предоставлено из фондов МВК имени И.С. Шемановского

Валентина Агафонова вспоминает, что лучших работников отряда поощряли поездкой на День Победы в города-герои. Оттуда салехардцы привозили капсулы со священной землёй и возлагали их к Вечному огню. Ей посчастливилось побывать в Киеве.

Заседание территориального комитета профсоюзов авиаработников. В центре — Владимир Иванович Васильев. Тюмень. 1987 год. Фото: предоставлено из личного архива Валентины Агафоновой
Заседание территориального комитета профсоюзов авиаработников. В центре — Владимир Иванович Васильев. Тюмень. 1987 год. Фото: предоставлено из личного архива Валентины Агафоновой

– Были созданы все условия для отдыха сотрудников, для занятий спортом и творчеством. Приехав в Салехард, я не забыла о волейболе, серьёзно тренировалась в свободное от полётов время и вошла в сборную Тюменской области. Мы участвовали в первенстве Советского Союза по волейболу среди авиаработников, которое проходило в Иркутске. Ещё с коллегами организовали вокально-инструментальный ансамбль «Горизонт», летали с концертами по всему округу. В службе бортпроводников открыли музей Надежды Курченко, стюардессы «Аэрофлота», героически погибшей в 1970 году при попытке предотвратить угон самолёта террористами. Вместе с заведующей парткабинетом СОАО Татьяной Власовной Гостюхиной собирали материалы и даже частично оформили музей самого отряда. Раз в месяц перечисляли деньги, заработанные бортпроводниками от выполнения рейса Салехард — Надым, в Советский фонд мира. Жизнь была насыщенной и интересной.

Прикоснуться к истории

Это действительно было удивительное время — время перемен: на Ямале активно шло освоение нефтегазовых месторождений, строительство новых городов, и авиация играла во всём этом огромную роль.

– «Ясноглаз и сизокрыл, говорят, он вместо крана с вертолёта крыши крыл», — пели мы в «Горизонте» про вертолётчиков. Вертолёт Ми-6 — наш большой труженик. Он перевозил экспедиции, строителей, грузы. Каждый раз мы с волнением смотрели, как вертолёт с подвеской тащит на тросах балки, трубы, различное оборудование. Интересно и опасно, — погружается в прошлое Валентина Алексеевна. — Я была членом окружкома ВЛКСМ, часто выезжала для проведения заседаний на стройки, и получается, таким образом, прикасалась к истории. Медвежье месторождение, посёлок Ягельный, Новый Уренгой… Их становление и развитие проходило на моих глазах. Среди моих пассажиров были Василий Подшибякин, Фарман Салманов, Рим Сулейманов. Может, кто-то и представлял их важными «генералами», но я их видела простыми людьми, уставшими, много работающими. Они даже во время полёта не отдыхали, постоянно что-то писали, что-то обсуждали с товарищами.

Из гражданской авиации Валентина Агафонова ушла в спорт. Более 10 лет проработала директором Ледового дворца, сегодня она — исполнительный директор двух региональных общественных организаций — Федерации хоккея и Федерации фигурного катания на коньках. Фото: Андрей Ткачёв / «Ямал-Медиа»
Из гражданской авиации Валентина Агафонова ушла в спорт. Более 10 лет проработала директором Ледового дворца, сегодня она — исполнительный директор двух региональных общественных организаций — Федерации хоккея и Федерации фигурного катания на коньках. Фото: Андрей Ткачёв / «Ямал-Медиа»

Валентина Агафонова ушла из авиации двадцать с лишним лет назад, но до сих пор ей снится небо и ставший родным Як-40. Признаётся: если бы было возможно — она бы вернулась в профессию.


Текст: Ирина Китаева

Журнал «Ямальский меридиан», № 1, 2023 г.


5

0

0

0

0

0



обновлено: 17:58, 27 июня 2023

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Авиация, История Ямала