Рабочее место автомеханика – под открытым небом | «Красный Север»
0°C

Общество

Рабочее место автомеханика – под открытым небом

В конце июня срочная телеграмма из Москвы донесла приятную весть: президент РФ Владимир Путин присвоил звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации» сотрудникам авиакомпании «Ямал» Николаю Зыкову и Игорю Круглову.

Время для чтения ~ 10 минут


Игорь Викторович сначала не поверил, удивился, и вскоре поздравления посыпались от коллег и близких. Он, хотя и был рад и даже горд, но всё-таки говорит, что без коллектива, без той отличной дружеской и рабочей атмосферы, которая выстроена в авиакомпании за долгие годы, не было бы и этой награды.

Сердце привело на Север

В Приморском крае, недалеко от границы с Китаем есть шахтёрский посёлок Липовцы. Для нашего героя — Игоря Круглова — это Родина. После школы в 1972 году перед сыном начальника базы снабжения были открыты все пути и дороги: «Был мажором, да ещё каким!» — шутит Игорь Викторович. Все его товарищи махнули во Владивостокский горный техникум, был ещё вариант — пойти по престижной морской части. Но ни подземные шахты, ни морские волны не радовали Игоря Круглова. Перебирал, размышлял… И вдруг мысль: «А не связать ли жизнь с авиацией?»

Романтики в этом он не видел, просто стало любопытно. Поступил в Иркутское авиатехучилище и… затосковал по дому. И лишь когда начались настоящие, как он говорит, мужские предметы — сопромат, теория двигателей, теоретическая механика — вдруг понял, что это ему интересно.

На Север попал, как и многие, по распределению. В Тюмени у выпускников техникумов, молодых специалистов были неплохие условия проживания, как он сам вспоминает: «Шик, блеск!»

– Но не нравилась мне тюменская погода. Затосковал, захотел чего-то другого. Написал письмо о переводе в Салехард. Сначала меня отпускать не хотели. Решило руководство: раз просит парень, пусть попробует, что такое настоящий Север! — вспоминает Игорь Викторович.

Прилетел молодой авиамеханик в Салехард в конце октября, самолёт садился в пургу, ночевать пришлось на маленьком аэровокзале, и уже тогда мысли были: «Вот я дурень! Куда же я попал?», но утром пошёл устраиваться в отдел кадров местного авиаотряда. Условия проживания в гостинице были далеки от тюменских, как небо от земли.

Фото: предоставлено из личного архива Игоря Круглова
Фото: предоставлено из личного архива Игоря Круглова

– Был я, мягко говоря, шокирован, — улыбается наш герой. Но зато здесь он встретил знакомых по авиатехникуму. Дружеская обстановка, весёлый и добрый круг общения, взаимовыручка, интересная работа в самый расцвет освоения газовых месторождений Ямала и строительства новых городов — всё это покорило сердце приморского парня.

Технический английский выучил в Африке

Базировавшиеся в Салехарде Ан-12 летали в летний сезон по округу, словно такси по городу в час пик, друг за другом с минимальным перерывом. Перевозили всё — от самых габаритных грузов, оборудования для буровых, трубопроводов до продуктов питания для строителей-комсомольцев, коих были десятки тысяч по всему Ямалу. Теперь Игорь Круглов признаётся, что, даже приезжая в отпуск в родные Липовцы, не успевает привязаться к ним — снова и снова тянет в Салехард, на родное лётное поле. Здесь простор, свобода, горизонт, небо. Спустя годы и сам город преобразился, стало красиво, комфортно, теперь хочется здесь жить и на пенсии. Хотя Игорь Круглов на заслуженный отдых не спешит, и дело не только в любви к работе, но и в той особой атмосфере в рабочем коллективе.

Самолёты на Ямале долгое время были безальтернативным транспортом. Летом перебрасывали грузы по воде, да и то не во все уголки региона. Наступала зима — и в дело вступал весь авиапарк Ямала. В Салехарде в те годы — конец 1970-х — начало 1980-х — базировались с десяток Ан-26, столько же Як-40, до полусотни Ан-2. Машины закупались централизованно, распределялись по регионам в соответствии с их потребностями.

– В 1990-е два года отработал в Африке. Перевозили гуманитарные и строительные грузы, беженцев, различные международные миссии. Там выучил технический английский, который с разговорным и литературным языком имеет мало общего. Знание языка потом пригодилось, когда первые зарубежные самолёты пришли на Ямал, — рассказывает Круглов.

Работа по новым правилам

В конце 1990-х была создана региональная авиакомпания «Ямал», самолёты Ту-134 и Ту-154 не прекращали летать. Когда пришли огромные, вместительные Боинги и Аэробусы, всей инженерно-технической службе авиакомпании «Ямал» пришлось не только учиться работать с новыми самолётными внутренностями, но и строго следовать алгоритмам. Иностранные инспекторы приезжали с аудитом, проверяя техническое обслуживание каждого зарубежного самолёта, требуя беспрекословного выполнения всех своих замечаний. Контроль за техническим состоянием авиасудов вели и отечественные службы. Согласно алгоритму, импортный самолёт чинился строго по инструкции.

Фото: Alexey Lesik / shutterstock / Fotodom
Фото: Alexey Lesik / shutterstock / Fotodom

– Инструктор говорил: «Ребята, не нужно ничего запоминать. Просто читаем руководство по эксплуатации, следуем ему строго». Раньше ведь как было? Инженер при себе имел всегда записную книжку, где записывал все тактико-технические данные каждого конкретного самолёта, вплоть до миллиметра, — вспоминает Игорь Круглов. — А лучшие инженеры все эти характеристики помнили наизусть и держали в голове. Основа нашей авиаремонтной службы с советских времён — огромный опыт, наработки, свои технические решения. В Европе и Штатах такой подход запрещён. Там люди должны выполнять требования многочисленных инструкций. Например, прилетел борт, командир записал в журнале о какой-то неисправности. Авиамеханик по этой записи определяет, какую инструкцию ему открыть, и там от и до — полный алгоритм действий. Советским авиаинженерам, которые нарабатывали опыт десятилетиями, было сложно переучиваться. Но новые условия требовали подчинения строгому регламенту и знания технического английского языка. А те, кто работал с советскими самолётами, и сейчас опираются на советский метод и стиль ремонта, где важен опыт механика.

Как говорит Игорь Круглов, современные российские самолёты также постепенно перешли на европейский стиль обслуживания. Оно и понятно: сложнейшие конструкции с бортовыми компьютерами, под завязку упакованные электроникой, требуют модульного обслуживания. Но наши молодые специалисты намного проще адаптируются к этим требованиям.

Молодёжь приходит в отрасль

Игорь Викторович пережил этот непростой период, более того, он смог синтезировать и советский опыт, и современные технологические требования. Это позволяет сегодня и ему, и всей инженерно-технической службе авиакомпании обеспечивать бесперебойную работу лайнеров любого типа в суровых условиях Крайнего Севера.

Признаётся, когда впервые увидел Сухой Суперджет-100, был восхищён идеальностью, красотой крылатой машины. Самолёт полностью на программном обеспечении. Каждая деталь самолёта включена в электронику. Это отвечает последним требованиям безопасности полётов. С оживлением отечественного авиастроения молодёжь начала приходить и в отрасль авиамеханики, ремонта. Игорь Викторович проводит стажировку молодых специалистов, он руководитель производственных и преддипломных практик студентов учебных заведений гражданской авиации.

Фото: Fisher_Y / shutterstock / Fotodom
Фото: Fisher_Y / shutterstock / Fotodom

Новое поколение работает дисциплинированно, всегда слушает старших коллег, великолепно осваивает всё, что связано с компьютерами, цифровым обеспечением.

– Молодые специалисты стремятся построить карьеру, что тоже неплохо. Профессионалы нужны, и если получается растить их, передавая новым ребятам свой опыт, — это большое дело! — уверен наш собеседник.

Династию дедушки Игоря продолжает старшая дочь Ксения. Она работает в производственно-диспетчерском отделении. Его внучка Алёна учится в Санкт-Петербургском государственном университете авиационного приборостроения. Окончив школу с золотой медалью, девушка имела возможность выбирать из нескольких престижных вузов страны, где смогла пройти конкурс без проблем. Но её сердце отозвалось на авиацию — дедушка лишь руками развёл и сказал, что он не виноват. Династия продолжается.

Переезжать из Салехарда он не хочет, даже в родное Приморье, в Липовцы. Выходя на лётное поле, где и поныне, как почти полвека назад, под открытым небом он ремонтирует самолёты, Игорь Круглов признаётся: этот умиротворяющий простор и бескрайнее, спокойное северное небо над рабочим местом для него бесценны.


Текст: Нина Фальшунова

Журнал «Ямальский меридиан», № 9, 2023 г.


3

0

0

1

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Авиация