Пробивая путь на Уренгой | «Красный Север»
0°C

Общество

Пробивая путь на Уренгой

В декабре газовая столица, а вместе с ней и весь Ямал отметили знаковую дату: 50-летие первого санно-тракторного десанта на Уренгой. Это мероприятие уникально по своей сути, такого не делали ни до, ни после. Даже спустя полвека повторить такое и провести реконструкцию событий нереально, но всё же транспортные колонны приняли участие в праздновании.

Время для чтения ~ 10 минут


Не дожидаясь приказа

Знаете ли вы бульвар Стрижова в Надыме? Наверняка слышали, прогуливались там, а может, и живёте где-то рядом. А знаете ли вы, кто такой Стрижов? А что говорит вам фамилия Ватолин в названии одной из улиц Нового Уренгоя?

Пожалуй, это и есть задача масштабных мероприятий в декабре 2023 года, которые объединяют сразу несколько городов региона, — рассказать молодым северянам о том, кто был здесь до них и какой ценой давалось всё то, что есть на карте Ямала сегодня. И отдать дань памяти и уважения людям, вершившим производственный подвиг на северной целине.

За минувшие десятилетия первому десанту посвящали выставки, передачи, экспедиции и песни. Из самого свежего — мурал на одном из жилых домов в Новом Уренгое. Фото: Анна Мирошниченко / «Ямал-Медиа»
За минувшие десятилетия первому десанту посвящали выставки, передачи, экспедиции и песни. Из самого свежего — мурал на одном из жилых домов в Новом Уренгое. Фото: Анна Мирошниченко / «Ямал-Медиа»

В 1973 году Владислав Владимирович Стрижов — генеральный директор ПО «Надымгазпром». Когда на месте будущего Нового Уренгоя побывал министр газовой промышленности СССР Сабит Оруджев, вопрос о строительстве города для освоения гигантского Уренгойского месторождения стал делом решённым. Очевидно, что питать новый промышленный объект должны были силы и средства из Надыма, который находится ближе всех и который позже назовут старшим братом Нового Уренгоя. А Владислав Стрижов к тому времени имел за плечами суровый опыт освоения месторождения Медвежьего. Там газодобытчики пришли на промысел без дорог и нормального жилья. Начать обустройство нового месторождения Стрижов решил, не дожидаясь приказа сверху.

Но они дошли!

Формировали состав первого автотракторного десанта начальник Надымской конторы автотракторного и водного транспорта, участник Великой Отечественной войны Константин Фёдорович Ватолин и секретарь Надымского горкома ВЛКСМ Николай Иванович Дубина. Были отобраны крепкие молодые ребята, способные выдержать сложнейшие условия. Под стать им и техника — тягач, бульдозеры, грузовики и тракторы. После митинга в посёлке Пангоды двинулись в путь. Идти колонне предстояло в самый пик полярной ночи, в серьёзные минусовые температуры, но при этом по ручьям и озёрам, некоторые из которых не промерзают до дна.

Фото: предоставлено из архива Музея истории ООО «Газпром добыча Уренгой»
Фото: предоставлено из архива Музея истории ООО «Газпром добыча Уренгой»

И, кажется, всё, что могло произойти в этой невероятной производственной авантюре, с ними произошло. Только первые 40 километров преодолели относительно легко. Ориентировались по телеграфным столбам 501-й стройки, периодически связываясь по этой линии с Надымом. А потом колонна встала. Транспорт уходил под лёд и ломался, люди спали буквально по паре часов в сутки, обмораживались, пока вытаскивали из-под снега и льда, а потом чинили технику. Так длилось несколько суток.

«Когда на Уренгой шёл первый десант, один «Урал» передними колёсами под лёд провалился. Мороз был крепкий, но Ваня Ужегов, водитель, разделся до пояса и нырнул, петлю на машину накинул. Если сравнивать — это тоже подвиг», — воспоминания Константина Фёдоровича Ватолина из фильма Анатолия Афанасьева «Не единожды первые».

Константин Ватолин напутствует участников колонны. Фото: предоставлено из архива Музея истории ООО «Газпром добыча Уренгой»
Константин Ватолин напутствует участников колонны. Фото: предоставлено из архива Музея истории ООО «Газпром добыча Уренгой»

И они дошли, одержали свою большую победу. 23 декабря снова был митинг, теперь уже в финальной точке маршрута — урочище Ягельном. Тогда сюда прибыли первые вагончики, материалы и первая тяжёлая техника для бурения эксплуатационных скважин. А уже весной в лесотундре построили несколько деревянных домов, обустроили площадку будущей промбазы. И в следующий раз вертолёт с министром Оруджевым приземлялся уже не на кочки и ягель, а на площадку, выложенную плитами.

На свой страх и риск

Историей первого десанта на Уренгой несколько лет занимается Алексей Матвеев, кандидат исторических наук, директор Новоуренгойского музея изобразительных искусств. Алексей Викторович собрал материалы из различных изданий и фильмов, пообщался со старожилом города Александром Рябовым и некоторыми участниками и очевидцами тех событий. Большую помощь в сборе материалов про десант оказала исследователю Мария Синельникова, директор Музея истории ООО «Газпром добыча Уренгой».

Фото: предоставлено из архива Музея истории ООО «Газпром добыча Уренгой»
Фото: предоставлено из архива Музея истории ООО «Газпром добыча Уренгой»

Подвигу транспортников он посвятил одну из глав своей будущей книги, назвав её «Десантники Стрижова. Никто не подвёл генерального». Уникальность десанта, по мнению историка, заключается в том, что Владислав Стрижов, проявляя заботу о будущих строителях и газодобытчиках, шёл на огромный риск.

– Он понимал, что история первоначального хаотичного освоения месторождения Медвежьего может повториться на Уренгое. Селить людей в палатки в пятидесятиградусный мороз Стрижов не собирался. Нужны были хотя бы минимальные условия проживания: столовая, баня, электростанция, запас строительных материалов и горючего. Владислав Владимирович понимал, что нужно действовать решительно: не ждать, пока провернётся государственный бюрократический механизм. По сути, втайне от тюменского руководства собрали отряд добровольцев — водителей и строителей, провели разведку, а потом пошла колонна техники с людьми. Как минимум это нецелевое расходование средств: горючего, стройматериалов, денег на командировочные расходы. Именно на это потом указало руководство из Тюмени и вынесло Стрижову выговор. Но, если бы во время похода кто-то пострадал, Владислава Владимировича наказали бы более строго, — полагает Алексей Матвеев.

Фото: предоставлено из архива Музея истории ООО «Газпром добыча Уренгой»
Фото: предоставлено из архива Музея истории ООО «Газпром добыча Уренгой»

Новая встреча

За минувшие десятилетия первому десанту посвящали выставки, передачи, экспедиции и песни. 50-летие — повод обобщить все материалы и сделать большой проект, который объединяет разные города и длится несколько недель.

По словам заместителя главы Нового Уренгоя Стаса Чернавских, энтузиасты мечтали провести точную реконструкцию событий, но сейчас пройти такой путь ещё сложнее, чем полвека назад. К суровым погодным условиям и хрупкому (для десятитонных машин) льду на озёрах добавились газопроводы и дороги общего пользования, по которым никак не пройти на гусеничной технике. И всё же празднование стало масштабным. Оно не обошлось без участия транспортных колонн от предприятий «Газпром добыча Надым» и «Газпром добыча Уренгой». Место встречи, как и много лет назад, — посёлок Пангоды. Здесь прошел митинг и прозвучали торжественные речи. А в Новом Уренгое главное действо развернулось в ГДК «Октябрь». В день рождения округа здесь открыли выставка, подготовленную силами сразу двух музеев округа.

Макет изготовлен Управлением технологического транспорта и специальной техники ООО «Газпром добыча Уренгой» в честь 40-летия со дня прибытия первого десанта. Фото: предоставлено из архива Музея истории ООО «Газпром добыча Уренгой»
Макет изготовлен Управлением технологического транспорта и специальной техники ООО «Газпром добыча Уренгой» в честь 40-летия со дня прибытия первого десанта. Фото: предоставлено из архива Музея истории ООО «Газпром добыча Уренгой»

Одним из ключевых номеров концертной программы стало «возвращение» песни «Газовый плацдарм». Это мощное произведение автор Альберт Аликин написал к юбилею газодобывающего предприятия в 1998 году, тогда же отмечалось и 25-летие первого десанта. Теперь композиция предстала в новой аранжировке с обновлённым текстом и, возможно, станет производственным гимном для следующих поколений газодобытчиков. Чтобы, поступая в нефтегазовые вузы, отправляясь на работу на промыслы и, наконец, возвращаясь из командировок по северным трассам, молодёжь проникалась духом производственного авантюризма, который вершится на благо экономики России. А место промышленному подвигу есть всегда, ведь добыча уходит всё дальше и всё глубже.


Тем временем работа по исследованию событий декабря 1973 года продолжается. Уточняется, где именно остановилась прибывшая в Ягельное колонна, список участников легендарного перехода пополняется новыми фамилиями, появляются новые мнения о точной дате старта десанта. Здесь есть место рассуждениям, поискам, экспериментам и даже спорам. А значит, эта большая история по-прежнему живёт, открывая нам свои новые страницы.

Если вы, ваши родственники или близкие люди знакомы с участниками первого десанта на Уренгой 1973 года или их детьми, свяжитесь, пожалуйста, с нами или Алексеем Матвеевым. Телефон 8 (951) 989-34-72.


Текст: Анна Мирошниченко

Журнал «Ямальский меридиан», № 12, 2023 г.


3

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», История Ямала, История Арктики, Новый Уренгой, Надым