Мумии Крайнего Севера: тайны древних захоронений в вечной мерзлоте | «Красный Север»
0°C

обновлено: 07:47, 13 июля 2023

Общество

Откровения «мумийного доктора». Тайны медных мертвецов, зеленоярского мальчика и чилийских пришельцев

Ученый СО РАН рассказал о загадках происхождения арктических мумий

Заполярные мумии известны давно. Даже сказать трудно, сколько столетий они пугали наших впечатлительных и суеверных предков, неожиданно возникая из вечной мерзлоты. Их основное отличие от традиционных — в природном происхождении, связанном с низкими температурами Крайнего Севера.

Время для чтения ~ 17 минут


В высоких широтах учёным известны несколько могильников с мумифицированными останками людей: в Гренландии, на Аляске, на островах Баффина, Алеутских островах и в Якутии. На Ямале они тоже есть: в районе бухты Находка и в Зелёном Яре. Причём именно последние относятся к числу древнейших на Севере. Кстати, во всех вышеперечисленных очагах совокупность факторов, способствовавших естественной мумификации, разная.

О секретах зеленоярских мумий и их значимости для науки «Северянам» рассказывает ведущий специалист Института проблем освоения Севера СО РАН Сергей Слепченко:

– С 2015 года в могильнике Зелёного Яра обнаружены три хорошо сохранившиеся мумии. Причиной их образования на мой взгляд, явилась совокупность ряда факторов. Одно из непременных условий — многолетняя или как принято говорить — вечная мерзлота. Второе — наличие большого количества медных предметов в захоронении.

Наш собеседник отмечает важную деталь: во всех без исключения захоронениях Зелёного Яра присутствуют медные предметы, в основном в виде пластин. Судя по всему, именно медь явилась катализатором процесса мумификации. Причём, чем плотнее она покрывала останки, тем выше была степень их сохранности.

– И ещё один фактор, на мой взгляд, игравший не последнюю роль в образовании мумии — это сезон погребения: позднее лето, либо ранняя осень. То есть покойный сразу после захоронения подвергался естественной заморозке, предотвращавшей наступление тления. Тело вымораживалось и теряло влагу, а действие солей от медных пластин усиливало естественный эффект.

Тайны «медных» мертвецов

Пока учёным известны два могильника на территории Ямала, где встречаются мумифицированные останки древних северян. В обоих случаях прослеживаются схожие погребальные обряды с использованием меди. В прошлом году при раскопках ещё одного средневекового могильника обнаружена мумия ребёнка. Пока одна, поэтому делать далеко идущие выводы преждевременно.

– Количество известных могильников с мумифицированными останками ни о чём не говорит, — объясняет Сергей Слепченко. — Сколько их всего, не отважится сказать ни один учёный: Ямал огромен и продолжает хранить множество археологических тайн. Уверен, что есть ещё могильники с мумиями. Но не известно, где…

Почему же в других известных захоронениях не встречаются мумии? Да потому, что там нет уникальной совокупности факторов — мерзлоты и меди. Впрочем, и их, порой, бывает недостаточно. Археологам известен северный могильник XI-XII века — там останки не мумифицированы, хотя лежат в вечной мерзлоте и густо покрыты медью. Исходя из этого можно предположить, что некоторую роль в процессе мумификации играли особенности почвы. Но это только предположение — никаких исследований в данном направлении пока не проводилось.

Останки зеленоярского мальчика сохранились до наших дней в хорошем состоянии только потому, что погребение было непривычно глубоким. Фото Ивана Бычкова / «Ямал-Медиа»
Останки зеленоярского мальчика сохранились до наших дней в хорошем состоянии только потому, что погребение было непривычно глубоким. Фото Ивана Бычкова / «Ямал-Медиа»

О причинах использования и значении меди в погребальных обрядах Зелёного Яра учёные единого мнения не имеют, хотя это очень важно. Достаточно сказать, что медь в то время на Крайнем Севере была очень дорогой, её везли издалека и платили за неё немало. Количество медных пластин в погребениях разнится — от сплошного покрытия умершего до отдельных небольших кусочков, нарезанных из медных котлов. Но присутствовала она во всех могилах без исключения.

– Археологи пока не проводят параллелей между социальным статусом усопших и количеством меди в их могилах, — продолжает Сергей Михайлович. — Внешне они не похожи на вождей или жрецов, и ничем не отличаются от других погребённых. Например, социальный статус мальчика, мумия которого сохранилась наилучшим образом в виду того, что была почти полностью покрыта медью, остаётся неизвестным: здесь пластины меди были подшиты к оленьим шкурам, в которые укутано тельце.

Расхитители могил и здесь «отличились»

О проценте мумификации тел и сохранности мумий Зелёного Яра сегодня говорить нельзя по одной печальной причине — большинство погребений этого могильника сильно разграблены. И грабить их начали давно: примерно 80 процентов могил вскрыты ещё в древности. Русские цари получали жалобы от местных народов на пришлые ватаги: мол, грабят, царь-батюшка, твои людишки могилы наших предков. Нехорошо это, не по-божески.

А что? Медь ценилась во все времена и теперь непотревоженные захоронения попадаются крайне редко. В основном руки — ноги разбросаны по сторонам. Знаменитое зеленоярское погребение мальчика из раскопа № 53 осталось непотревоженным лишь потому, что было непривычно глубоким и выглядело незаметно — грабители его не нашли.

– Обнаружив небольшое углубление, археологи постучали по земле — судя по звуку, там находилась какая-то полость, — вспоминает Сергей Михайлович. — Начали в этом месте раскопки и наткнулись на берестяной кокон с «рёбрами жёсткости» — ровными линиями надкусов, придававшими дополнительную прочность бересте. Прежде мы такого нигде не встречали.

Охотники, рыбаки и собиратели…

Оказавшись на свежем воздухе, вся «конструкция» начала рассыпаться из-за воздействия кислорода — слишком долго она находилась в могильном мраке. Чтобы сохранить кокон (что в нём, археологи ещё только догадывались), пришлось сделать под него подкоп, в который просунули ствол деревца и закрепили. Уже в таком виде кокон был поднят из ямы и отправлен в Салехардскую окружную больницу на томографию. Именно на снимках мумия запечатлена для потомков и исследователей в первозданном виде.

Томографический снимок мумии. Фото предоставлено Сергеем Слепченко
Томографический снимок мумии. Фото предоставлено Сергеем Слепченко

– Лишь после этого руководитель экспедиции Александр Васильевич Гусев решил вскрыть кокон и «распеленать» завёрнутую в оленьи шкуры находку. Тем более что она и так продолжала разрушаться. В лаборатории МВК им. И.С. Шемановского её подчистили и приступили к послойному развёртыванию с описанием и фиксацией всего процесса, который длился целый день. К окончанию работ у меня оставался час до вылета самолёта, и всё, что я успел — взять пробу в районе крестца мумии для исследования на паразитов, — продолжает Слепченко. — Кстати, именно она впервые показала, что средневековые северяне вовсю болели описторхозом даже в таком раннем возрасте. Это дало много новых сведений об их образе жизни и питании.

По словам нашего собеседника, вероятно, это были рыбаки, охотники и собиратели. Скорее всего, они вели кочевой образ жизни, так как их поселения не найдены. Во всяком случае, сказать где жили древние зеленоярцы — в переносных чумах или постоянных жилищах, учёные пока не могут. Есть даже предположение, что все найденные там мертвецы привезены для захоронения из других мест. Но из каких?

В окрестностях бухты Находка найдено средневековое поселение, состоящее из землянок. Рядом есть могильник. Иная ситуация с городком в устье реки Надым, состоящим из древних землянок, выстроенных в один ряд, — там могильника не обнаружено. Но ведь как-то они своих усопших хоронили! Может быть, в земле, как принято у нас, а может — над землёй, как делают некоторые северные народы.

– Взять, к примеру, древних кетов или более ранних селькупов — взрослых сородичей они хоронили, обернув в шкуры и привязав к ветвям деревьев. А умерших детей зачастую запихивали в дупла. Не удивительно, что по прошествии времени следы таких захоронений терялись. Отсутствие скелетного материала этих народов — большая проблема для антропологии, — поясняет Слепченко.

Ответы множат вопросы

Любопытная деталь: всё в том же Зелёном Яру найдены остатки печи, напоминающей металлоплавильную. Она датируется примерно тем же временем, что и захоронения. Хотя разница «всего лишь» в двадцать-тридцать лет может свидетельствовать о том, что найденные артефакты принадлежат разным народам. Как тут не вспомнить легендарную Трою, на месте которой в разное время существовало девять городов. Так и эту печь, возможно, сооружали люди, не имеющие отношения к мумиям. Более того, там же попадаются артефакты гораздо древнее могильника, в том числе эпохи каменного века. Вывод: Зелёный Яр чем-то привлекал северных людей тысячелетиями...

Зеленоярский мальчик. Фото предоставлено Сергеем Слепченко
Зеленоярский мальчик. Фото предоставлено Сергеем Слепченко

– Мест, подобных Зелёному Яру, много, — продолжает наш собеседник. — Но именно здесь найден крупный для Крайнего Севера могильник. Если же вы подниметесь на высокое сухое и ровное место, вероятнее всего обнаружите там древние останцы — проплешины кострищ и другие следы пребывания человека. Эти места столетиями не затапливались и не разрушались. Именно на них наши предки предпочитали устраивать стойбища, священные места и захоронения.


Мумия из зауральского болота. Фото Ивана Бычкова / «Ямал-Медиа»
Мумия из зауральского болота. Фото Ивана Бычкова / «Ямал-Медиа»

Мумии находят не только на Крайнем Севере и в Египте. Например, эту мумию обнаружили несколько лет назад в одном зауральском болоте. По одежде и монетам в карманах удалось выяснить, что останки принадлежат мужчине, утонувшему в конце XIX века.


Могильники с большим числом останков не характерны для северных мест. Это там, на юге, в местах зарождения древних цивилизаций, на кладбищах тысячелетних городов покоятся целые поколения. Археологам там есть, где разгуляться. А в высоких широтах люди никогда не отличались оседлостью — сегодня здесь, а завтра там. Да и многочисленными они никогда не были. Поэтому сегодня северный могильник в два-три захоронения — это уже неплохо. А такой, как в Зелёном Яру — вообще редкость.

Один из ближайших могильников того времени расположен близ Салехарда. Есть ещё средневековые погребения на Гыданском полуострове. Их немало, но мумий нет. Это всё-таки уникальное явление.

– А Тазовский могильник, на мой взгляд, уникальнее зеленоярского. По времени они почти совпадают — тазовские захоронения относятся к XIII-XIV векам, но они севернее на 150 километров!

Учёные пока не берутся утверждать, почему сформировались именно зеленоярские мумии. Три фактора: мерзлота, медь и особый химический состав почвы мы уже упомянули. Но в случае с Салехардом их оказалось недостаточно для сохранения останков.

– Используя такое большое количество меди, люди однозначно не задумывались о мумификации. Они хоронили умерших так, как это было принято по обряду, — констатирует учёный.

Реальные северяне и псевдопришельцы

– Наш институт изначально не занимался мумиями, — продолжает рассказ учёный. — Первый раз мы с ними соприкоснулись лишь в 2012 году. Кстати, я тогда ещё работал хирургом в омской больнице. В том же году сделали первую томографию очередной отлично сохранившейся мумии (той, что сегодня выставлена в МВК им. И.С. Шемановского. — Прим. автора), причём предварительно её «привели в порядок» в институте, специализирующемся на бальзамировании Ленина. По моему мнению, получилось несколько хуже, чем было в «первозданном» виде. Мне представили томографию и попросили постараться определить по снимкам пол, возраст, прижизненные заболевания и так далее. Я описал половозрастные определения, посмотрел некоторые патологии, которых оказалось не так уж и много.

После этого учёные приступили к составлению 3D-портрета черепа для последующей его отливки в гипсе и реконструкции лица по методу академика Герасимова. Результаты работы Слепченко и его коллег хранятся в комнате-холодильнике МВК им. И.С. Шемановского. Копии головы салехардского воина разошлись по множеству музеев и научных лабораторий, а хирург Слепченко с лёгкой руки археологов стал «мумийным доктором».

Сергей Слепченко. Фото Ивана Бычкова / «Ямал-Медиа»
Сергей Слепченко. Фото Ивана Бычкова / «Ямал-Медиа»

– Позже коллеги прислали мне рентгеновский снимок чилийских мумий — якобы трёхпалых пришельцев. Я дал заключение, что это не пришельцы, а фальсификация — скелеты, собранные из останков множества разных людей. А в Перу их изучают чуть ли не на государственном уровне, вместе с рисунками на плато Наска…

Откуда есть пришли зеленоярские люди?

Вообще одна-единственная мумия науке мало что даст, и делать на основе её анализа далеко идущие выводы — опрометчиво. Поэтому археологи изучают весь могильник в комплексе, что позволяет определить, как люди жили, во что одевались, чем питались, от чего страдали, какие обряды совершали.

– Кстати, большинство этих сведений и так известны археологам, а мумия — это лишь картинка из прошлого, позволяющая лучше разглядеть представителей той или иной эпохи и что-нибудь уточнить. В нашем случае мумии подсказали, что древние обитатели Зелёного Яра питались преимущественно рыбой, страдали паразитами, а также стандартными для многих эпох болезнями: артрозами и артритами. На некоторых останках есть следы ножевых ранений, а это уже говорит о суровых нравах той поры. А вот кем были эти люди, чьи они потомки и предки, как они себя называли — нам неизвестно, — поясняет Сергей Михайлович. — С точки зрения генетики они не ханты и не ненцы, но оставили свой генетический материал в современном населении Сибири, в том числе среди коренных жителей Арктического региона.

Хотя некоторые учёные всё же относят их к предкам ненцев. Споры об этом идут до сих пор, как и о том, откуда ненцы пришли на Ямальский полуостров. Предположительно, с Саяно-Алтайского нагорья. Но как они оказались там? И кто был здесь до них? Известно ведь, что Полярный круг они пересекли не как первопроходцы.

– Я бы избегал какой-либо привязки этих захоронений к современным этносам. Письменности у них не было, и достоверной информации о себе они не оставили. Русские сюда в XI веке приходили и с этими людьми контактировали, торговали.

Но опять же, как контактировали? Время было трудное, опасное — чужим не доверяли. Возможно, что торговый обмен осуществлялся вообще заочно: оставили шкуры в определённом месте, через день пришли и забрали медь, ещё что-то. Да и зачем лично встречаться — языки разные, они бы и не поняли друг друга.

Итоги изучения зеленоярских мумий отражены в многочисленных научных статьях. Проведены гистологические исследования и даже ДНК-тесты некоторых мумий. Например, при изучении мальчика из захоронения № 53 по патологии костей удалось определить, что при жизни он несколько раз серьёзно голодал.

На текущий момент мумии «рассказали» о себе всё, что можно определить и зафиксировать с помощью новейших научных методов. Однако технологии развиваются, и этот удивительный «диалог» вскоре будет продолжен, в этом Слепченко уверен.


Текст: Иван Бычков

Журнал «Северяне», №3 (96)


2

0

0

0

0

0



обновлено: 07:47, 13 июля 2023

Темы

Архив журнала «Северяне», Археология, История Ямала, Арктика