обновлено: 08:38, 28 декабря 2024
Общество
Обряды ямальских ненцев для задабривания духов
Чтобы мирно сосуществовать с духами природы и стихий, ненец испокон веков договаривался с ними через обряды. В бескрайней тундре Ямала кочевники разных фамилий и родов до сих пор хранят обряды, унаследованные от предков. Многие из них моему роду — Салиндер — удалось сохранить, некоторые применяются до сих пор.
Время для чтения ~ 4 минуты
Быт кочевника, его здоровье, удача на промысле зависели и до сих пор зависят от милосердия духов, их благосклонности к человеку. Обряды — это неукоснительные правила в жизни ненца, они требуют тщательного исполнения. Он договаривается с тем духом, который необходим ему сейчас как помощник и спаситель. В старину, задабривая различными способами духов, человек тундры надеялся на благополучный исход на промысле, ведь от добычи зависела жизнь семьи кочевника. Основные ритуалы проводил шаман, более мелкие — бытовые и промысловые — проводились всеми без исключения.
Переплывая водное пространство на любом транспорте, люди бросают в воду монеты, заранее приготовленный кусочек жира, чтобы задобрить духов воды. Монеты — это откуп, а жир — чтобы волны были гладкими, будто маслом залиты.
Во время летней жары измученные зноем люди применяют следующий обряд. В любом водоеме должен искупаться человек, который родился в зимнюю стужу. Проверено: скоро действительно наступает прохладная погода.
Еще существуют обряды дарения. Для удачи на рыбном промысле духа воды Ид’ Ерв задабривают кровью крупной особи рыбы, сливая ее в воду. После чего ритуал продолжается трапезой на берегу. При штормовом ветре также проводят обряд: на улице ставят миску с любым жиром, чтобы умаслить души грозных духов стихий.
Некоторые кочевники применяют обряд, привлекая в помощники духов предков — нгытарма. Фигурку материального изображения, одетого в меховую одежду дедушки или бабушки, садят на улице и дают наказ — чтобы путник добрался до пункта назначения живым и здоровым.
Во время сильного бурана моя бабушка ставила на улице топор на топорище лезвием против направления ветра, чтобы он ослаб. Иногда женщины ставят колотушку для выбивания снега рукояткой вниз, давая понять духам стихий, что выбивалке не нужна работа — буран стихнет. Также обряд задабривания духов применяется во время грозы. В этом случае на улице выставляется миска с гостинцами.
Не только из-за боязни небесной кары кочевник проводит все обряды. Имея связь с окружающей средой и стараясь жить в гармонии с местом обитания, кочевник получает энергию и возможность быть свободным, бороздя просторы тундры, жить по законам предков. Очень приятно видеть, как молодежь во время сбора дикоросов оставляет на пригорке дары духам тундры в виде сладостей.
Тайные знания, передаваемые из поколения в поколение, помогают выжить тундровику в суровых условиях. Поэтому ненцу необходима благосклонность духов, их снисхождение и помощь. Соблюдая обычаи и обряды, человек старается сохранить веками установленные правила тундры и тот баланс, который облегчает его жизнь.
Текст: Надежда Салиндер
Журнал «Ямальский меридиан», № 12, 2024 г.