На удачу подвяжись. Национальные пояса коренных народов Севера | «Красный Север»
0°C

обновлено: 14:47, 30 мая 2023

Общество

На удачу подвяжись. Национальные пояса коренных народов Севера

Для коренных народов Севера пояс — не просто деталь одежды: без него не будет везения и благополучия.

Время для чтения ~ 5 минут


Чтобы жить на Ямале с его суровыми морозами, студёными дождями и пронизывающими ветрами, нужно иметь тёплую одежду, а кто, как не коренные северяне, знают в ней толк: испокон веков они занимаются оленеводством, рыболовством и охотой, что подразумевает длительное нахождение под открытым небом. Обязательным атрибутом национального костюма является пояс. Он помогает удерживать тепло.

Срок службы поясов значительно увеличился, когда появились капроновые нити — их стали соединять с шерстяными. Фото: Винера Жуминова
Срок службы поясов значительно увеличился, когда появились капроновые нити — их стали соединять с шерстяными. Фото: Винера Жуминова

Кроме практической, у пояса есть ещё несколько функций — он служит оберегом, талисманом. В этом проявляется его сакральное значение. Так, например, у ненцев нельзя бросать пояс где попало и менять его просто так, из прихоти, потому что от него в какой-то степени зависят здоровье и жизнь владельца. А у народа ханты есть традиция: если умирает человек, то все его родственники — и мужчины, и женщины, снимают свои яркие орнаментированные пояса и подпоясываются обычной верёвкой. Так окружающие понимают, что в семье случилось горе. Мужчины носят верёвку пять месяцев, женщины — на месяц меньше.

Все пояса, и мужские, и женские, изготавливаются вручную. Мужской делают из кожи, украшают металлическими и костяными деталями, металлической пряжкой. Сюда же подвешивают нож в ножнах, обереги в виде клыка или когтя зверя, необходимые в оленеводческой или охотничьей деятельности предметы. Пояс подчёркивает статус мужчины. Если говорить про женские пояса, то их существует несколько видов: суконные, бисерные и тканые, летние и зимние.

Фото: Винера Жуминова
Фото: Винера Жуминова

В прежние времена народы Севера покупали и обменивали у купцов тканые пояса или заготовки для них — тканые полосы шириной до пяти сантиметров. Когда появились разноцветные шерстяные нитки для вязания, северянки научились изготавливать пояса сами. Теперь этот вид рукоделия считается традиционным, техника изготовления тканых или плетёных поясов передаётся от матери к дочери.


У многих народов во все времена поясу, даже самому простому, придавалось большое значение. Считалось, что он образует некий магический круг, который защищает человека от неприятностей, связывает воедино тело и душу. Во многих культурах пояс — символ порядочности. Находиться на людях без пояса — верх неприличия. Поэтому слово «распоясаться» означает в том числе быть распущенным.


Самотканые пояса (у ненцев — «ни иня», у ханты — «сэвам антап») относятся к зимней одежде. Длина их может достигать четырёх метров. Иногда они заканчиваются пышными кистями. Ближе к одному из концов пояса ненецкие мастерицы пришивают достаточно крупную медную пряжку круглой формы до 20 сантиметров в диаметре. Подпоясавшись, свободный конец пояса женщина продевает в пряжку, и оба конца завязываются. Можно опоясать талию несколько раз, получается своеобразный корсет. В этом случае пояс не только удерживает тепло, он также отвечает за осанку, держит мышцы брюшного пресса в тонусе.

Фото: Винера Жуминова
Фото: Винера Жуминова

Тканые пояса используются и в мужском костюме, но без металлической пряжки. Преимущество их в том, что на сильном морозе они остаются мягкими, не затвердевают, не трескаются и не ломаются, как бисерные и кожаные, и в них не набивается снег.

Цвета мастерицы подбирают яркие и контрастные, поэтому он служит ещё и украшением одежды и радует глаз, что немаловажно зимой, когда в тундре всё вокруг на сотни километров белым-бело. Самые распространённые цвета — красный, жёлтый, зелёный, синий и чёрный. Красный — красивый, праздничный — обозначает огонь. Жёлтый — цвет солнца, зелёный — растительности, синий — воды, неба, чёрный — символ земли.


Текст: Винера Жуминова

Журнал «Ямальский меридиан», № 4, 2023 г.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 14:47, 30 мая 2023

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», КМНС, Традиции, История Ямала