Аэропорт Новый Уренгой: от «Ягельного» до мощного авиаузла | «Красный Север»
0°C

Общество

«На этом месте была голая тундра». История аэропорта Новый Уренгой от «Ягельного» до мощного авиаузла

В авиации Юрий Иванович Кострулин почти пятьдесят пять лет, из них больше сорока он работает в Новом Уренгое. На его глазах аэропорт из двухэтажной «деревяшки» с названием «Ягельное» вырос до мощного авиаузла.

Время для чтения ~ 6 минут


– Здесь была голая тундра, а первый аэропорт находился по улице Магистральной, там, где сейчас офис дорожно-строительного предприятия, — бойко начинает свой рассказ Юрий Иванович Кострулин, легенда ямальской авиации.

Фото: из личного архива Юрия Кострулина
Фото: из личного архива Юрия Кострулина

На встречу Юрий Иванович Кострулин пришёл с папкой. В ней — ламинированные фотографии формата А4. На снимках — история аэропорта за несколько десятилетий: деревянные здания, строительные каркасы и много-много самолётов и вертолётов.


А началось всё с детской мечты. Однажды к ним в село прилетел вертолёт санавиации. Мальчишки со всей округи сбежались посмотреть на летающую чудо-машину. И тут такое счастье! Пилоты разрешили забраться в кабину и посмотреть, как всё устроено внутри. Кнопки, стрелки, приборы — увиденное потрясло юного Юру. И эти впечатления определили путь в профессию. Окончив Троицкое авиационно-техническое училище в Челябинской области, он летал в небе Магадана, Колымы, Чукотки. А с 1 июля 1980 года Юрий Кострулин начал работать бортмехаником в новоуренгойском авиапредприятии.

Фото: предоставлено из архива Новоуренгойского музея изобразительных искусств
Фото: предоставлено из архива Новоуренгойского музея изобразительных искусств

На фотографии, которую он достаёт из папки первой, исторический снимок — аэропорт Ягельное. Да, Новый Уренгой, и знакомая всем аббревиатура NUХ в терминологии авиаторов появятся позже. Пока же эта точка на карте полётов называлась Ягельное и представляла собой деревянное здание с двумя вертолётными площадками. Одна — такая же деревянная, вторая бетонная. В здании, которое сегодня ветераны называют избушкой на курьих ножках, располагались метеослужба, служба движения и авиационно-техническая. В правой части — зал ожидания для пассажиров. Те, кто прибывал ночными рейсами, спали прямо здесь, на полу.

Важность авиации в развитии Нового Уренгоя трудно переоценить. Гигантское Уренгойское месторождение осваивали именно с воздуха. Дороги автомобильные и железные придут сюда позже. А пока транспорт, стройматериалы и тысячи рабочих-комсомольцев доставляли на Крайний Север самолётами и вертолётами.

Фото: предоставлено из архива Новоуренгойского музея изобразительных искусств
Фото: предоставлено из архива Новоуренгойского музея изобразительных искусств

На следующем фото — больший размах. Тянется вверх каркас нового здания аэропорта. По тем временам оно тоже казалось роскошным. В рекордные сроки была построена и взлётно-посадочная полоса, чтобы аэродром смог принимать самолёты большой грузоподъёмности.

– Своим ходом три «Урала» заходили в Ил-76, прилетали сюда, своим ходом выезжали и сразу уходили на освоение месторождения. Чтобы вылететь на Новый Уренгой, самолёты в Тюмени стояли в очереди. Принимали их круглосуточно. Точный подсчёт никто не вёл, но принималось в день несколько десятков таких самолётов, как Ан-12, Ил-76, а также огромное количество Ан-26 и вертолётов Ми-8. А топливо для заправки на обратный путь привозили из Старого Уренгоя, — вспоминает Юрий Кострулин.

1 января 1980 года была создана новоуренгойская объединённая авиаэскадрилья. Предприятие насчитывало четыре вертолёта, пять экипажей. Впоследствии эскадрилья увеличилась до двадцати вертолётов и тридцати экипажей. С первого дня в авиаэскадрилье работал бортмехаником наш герой. На самолёте Як-40 он провёл 3,5 тысячи часов полёта, а на вертолёте Ми-8 — 10,5. В годовом исчислении это больше двадцати лет. И за все годы — ни одного серьёзного происшествия ни в небе, ни на земле! Это говорит о надёжности летающих машин и о профессионализме людей, которые их обслуживали и ими управляли.

Сегодня большинство ветеранов предприятия вышли на заслуженный отдых. А Юрий Иванович Кострулин по-прежнему в строю. И пусть работает он уже не в небе, а на земле, его бесценный опыт помогает молодым коллегам поднимать воздушную гавань газовой столицы на новый уровень.

Фото: предоставлено из архива Новоуренгойского музея изобразительных искусств
Фото: предоставлено из архива Новоуренгойского музея изобразительных искусств

Могли ли они сорок лет назад подумать, каким со временем станет наш аэропорт? Конечно, нет. Но теперь, прохаживаясь по новому терминалу, ветераны отрасли радуются, что стали свидетелями таких грандиозных событий. Они радуются за коллег, работающих сегодня в комфортных условиях, и, конечно, за пассажиров, которые давно мечтали о таком высоком уровне обслуживания.

А о подвигах первопроходцев Севера новоуренгойцам и гостям города рассказывают «ожившие» полотна. Увидеть их можно на больших экранах над стойками регистрации обновлённого аэропорта. Это современные картины из фондов Музея изобразительных искусств, а также работы, написанные в 70–80-е годы прошлого века — в тот период, когда прокладывался воздушный путь к Уренгойскому месторождению.


Текст: Анна Мирошниченко

Журнал «Ямальский меридиан», № 4, 2023 г.


1

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», История Ямала, Аэропорты, Аэропорт Нового Уренгоя, Новый Уренгой, Авиация