В каких городах России есть метро и чем оно интересно | «Красный Север»
0°C

обновлено: 17:56, 27 июня 2023

Общество

Призраки в касках, 500 собак и дворец с драконами: тайны российского метро

Самые любопытные факты о метрополитенах городов России

Метро есть лишь в семи миллионниках России, хотя планы строительства были намного шире.

Время для чтения ~ 11 минут


Сейчас метрополитеном могут похвастать только Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург и Новосибирск. Но есть еще города, которые ждали открытия подземных станций, но пока довольствуются транспортом наземным.

Вспомним, что собой представляет российское метро и чем оно прославилось.

Самое большое метро страны

В столичной подземке 355 станций. Столько их стало после запуска Большой кольцевой линии.

Московское метро отличилось и размером эскалатора: самый длинный — 130 метров — работает на «Марьиной Роще».

Станция «Арбатская» в Москве. Фото: Alex 'Florstein' Fedorov / Wikipedia
Станция «Арбатская» в Москве. Фото: Alex 'Florstein' Fedorov / Wikipedia

Планы построить метро появились в России еще в 19 веке — в 1870 году. Но тогда намерению спуститься под землю воспротивилось духовенство, остановив на время технический прогресс. Вероятно, боялось сближения с адом. Мечту удалось воплотить в жизнь лишь в 1935 году, когда в Москве открылся первый участок подземного сообщения.

Столичная подземка в годы войны служила для москвичей не только бомбоубежищем, но и «роддомом»: в лихие военные годы тут родилось более 200 малышей. Метро могли затопить в войну, но, к счастью, этого не потребовалось — немцев в Москву не пустили.

Московские метростанции — одни из красивейших в мире, это туристический объект массового притяжения.

У каждой своя тема и история. Например, известно, что для станции «Новокузнецкая» мозаику делал Владимир Фролов в блокадном Ленинграде. После завершения своего эпохального труда художник погиб от истощения, но его работа по сей день радует глаз жителей и гостей столицы.

Вот то, о чем вы, возможно, не знали: мужской голос объявляет станции при движении поездов к центру Москвы, а женский — когда поезда едут от центра. На Кольцевой ветке при движении поездов по часовой стрелке станции объявляет мужской голос, а женский — когда поезда движутся против часовой.

Известно, что метро дает приют 500 собакам.

В столичной подземке есть бесплатный интернет, а на станции «Кропоткинская» раз в год устраивают концерты ночью — там самая лучшая акустика.

Метро-крепость в Санкт-Петербурге

Еще один магнит для туристов со всех уголков мира — красивейшее метро в Санкт-Петербурге, существующее с 1955 года. Оно насчитывает 72 станции протяженностью около 125 километров. Петербургский метрополитен — самый глубокий в мире по средней глубине станций — 52,5 метров. Станция «Адмиралтейская» считается самой глубокой в России, ее глубина — 86 метров.

Идея провести подземный тоннель под Невой пришла в голову английского инженера Марка Брюнеля аж в 1814 году. Тоннелем планировалось соединить Васильевский остров с Адмиралтейской стороной, но император Александр I отклонил проект и предпочел построить Дворцовый мост. А затем все русские цари отказывались от метро в пользу мостов. И только в середине прошлого века метро таки было открыто.

Станция «Автово» — одна из самых красивых в Петербурге. Фото: Alex 'Florstein' Fedorov / Wikipedia
Станция «Автово» — одна из самых красивых в Петербурге. Фото: Alex 'Florstein' Fedorov / Wikipedia

Первая станция «Автово» — еще и самая красивая станция Петербурга, она входит в десятку красивейших мировых станций метро. Часть изящных колонн на станции сделана из стекла.

Еще из необычного: станция «Площадь Александра Невского 2» похожа на древнерусскую крепость. В ней имеются мраморные арочные галереи, а «чешуя» кольчуги на стенах напоминает о воинских доспехах.

Призраки в касках

У метро в Нижнем Новгороде 15 станций на двух линиях. Открылся метрополитен в 1985 году. Он третий по величине в России.

Про станцию «Московская» в народе ходят легенды. С ней связана самая мистическая метро-история. При строительстве «Московской» рухнули стены, в результате ЧП погибло двое волонтеров-студентов, помогавших строителям.

В народе ходят слухи, что по тоннелям до сих пор гуляют призраки студентов в касках. Многие спускавшиеся в метро рассказывали и о неземного происхождения звуках, доносящихся из тоннеля. Чаще всего их слышали на станции «Заречной».

На станции «Московская» снимался отечественный триллер. В частности, часть сцен побега Евгения Ветрова (актер Евгений Миронов) из фильма Егора Кончаловского «Побег».

Самое восточное метро

Самый восточный метрополитен был открыт в Новосибирске в 1986 году. Он тоже имеет лишь две линии и 13 станций. Метро соединяет берега Оби. Длина новосибирского метромоста от «Речного вокзала» до «Студенческой» побила мировые рекорды — она составляет 2145 метров. Это самый длинный метромост в мире.

Из-за суровых климатических условий и перепадов температур самое восточное метро считается и самым экстремальным. Эксплуатация метро в морозы может быть затруднена.

Еще одна особенность этого метро — его вестибюли часто находятся в обычных жилых домах. Другого места им не нашлось из-за плотной застройки.

А на одной из самых красивых станций — «Речном вокзале» — стены украшены цветными витражами с изображениями сибирских городов. В том числе, там изображен древний ямальский город Мангазея, давно исчезнувший.

Дворец с драконами и подземелье сказок

Казанская подземка — одна из самых молодых, ее открыли в 2005 году. Одна-единственная ветка соединяет 11 станций и имеет длину в 17 километров.

Метро будут в скором времени расширять: в 2027 году планируют открыть вторую линию из четырех станций.

Из самых красивых орнаментов в казанском метро — росписи и мозаики по мотивам татарских сказок на «Площади Габдуллы Тукая».

Станция «Кремлевская» в честь белокаменного кремля схожа с подземным дворцом по имитации кладки стен. На платформе стоят мини-копии кремлевских башен, мечетей и «падающей» башни Сююмбике. Вход на станцию охраняет дракон, его изображение есть и на потолке метро.

Станция «Кремлёвская» в Казани. Фото: Kzn.ru (администрация Казани)
Станция «Кремлёвская» в Казани. Фото: Kzn.ru (администрация Казани)

Кстати, две строящиеся станции будущей ветки назовут в честь мифических животных — дракона Зиланта, он же символ Казани, и крылатого коня Тулпар.

На «Авиастроительной» станции, спустившись под землю, можно оказаться в другой, современной, реальности — в «салоне самолета». Все сделано с техническим вкусом, можно представить себя в полете в облаках, а не в поездке под землей.

Космические колонны

Метрополитен Самары существует с 1987 года и он самый короткий в стране — всего 11,13 километра.

На его единственной ветке за всю его работу не произошло ни одного ЧП, чем гордятся горожане.

Есть и в Самаре поражающие своей красотой и оригинальностью станции. Например, колонны на «Гагаринской» созданы в виде ракет, рвущихся в темное небо. Темно-синим расписаны стены — в стиле космоса. А на станции «Победа», взглянув наверх, можно увидеть военные ордена. Есть на ней и светящиеся витражи с салютами.

Станция «Кировская» в Самаре. Фото: Mikhail (Vokabre) Shcherbakov / Wikipedia
Станция «Кировская» в Самаре. Фото: Mikhail (Vokabre) Shcherbakov / Wikipedia

Долгострой Урала

У Екатеринбурга метро состоит из одной прямой ветки в 9 станций. Проехать из начала в конец с севера на юг можно успеть за 20 минут. В этом метро невозможно потеряться, как в московском.

Открылся метрополитен в 1991 году и сначала назывался Свердловским.

Строили метро в столице Урала долгих 32 года. И до сих пор мечтают проложить вторую ветку, но на метро не хватает финансов.

На Урале есть станция-призрак «Бажовская» — строившаяся, но потом «замороженная».

В оформлении метро уральцы постарались: у них есть «Проспект Космонавтов» в космическом стиле с люстрами, похожими на сопла ракет. О местной промышленности напоминает роспись стен станции «Уралмаш», а лампы тут похожи на рабочий инструментарий.

Метро-казусы и ямальская альтернатива

Не всем большим городам суждено обзавестись своей подземкой. А тем, кто очень хочет, чтобы метро было и в его родном крае, в голову приходят разные варианты. Иногда забавные.

Северяне, например, установили у железнодорожной станции арт-объект «Собь» с большой буквой «М». До входа в это «метро» ямальцам зимой придется добираться на снегоходе. А летом можно сфотографироваться со знаком, дойдя до него пешком.

Фото: vk.com / Александр Таланов
Фото: vk.com / Александр Таланов

Волгоград придумал в пику подземке свой метротрам. Это скоростной трамвай, совмещающий в себе черты трамвая и метрополитена. Часть его остановок и линий расположена под землей.

В Омске метростанция — единственная — тоже давно превратилась в арт-объект. Уехать отсюда никуда нельзя, нет транспорта и рельсов. Станцию стали использовать как подземный переход, но обозначение метро в виде буквы «М» сохранили.

Метро в Омске — только вывеска и переход. Фото: Светлана Кошкарова / «Ямал-Медиа»
Метро в Омске — только вывеска и переход. Фото: Светлана Кошкарова / «Ямал-Медиа»

Местные жители с удовольствием проводят туристов в омское метро, чтобы посмотреть на растерянные лица не знающих про его реальное состояние.

Омичи постоянно креативят по поводу своего несостоявшегося метрополитена. Например, осенью 2020 года установили в переходе скульптурную композицию в виде болта на постаменте с логотипом метро и надписью: «Спасибо, что закопали в землю 13 миллиардов рублей. 1992-?»

Власти, между тем, планируют использовать тоннели недостроя для легкорельсового транспорта.

Строительство метро начинали также в Челябинске и Красноярске, но сроки завершения работ остаются неизвестными.


14

1

1

0

1

0



обновлено: 17:56, 27 июня 2023

Темы

Досуг, Общественный транспорт