Мечты о парусах салехардца Ляпина | «Красный Север»
0°C

обновлено: 13:07, 20 марта 2024

Общество

Мечты о парусах салехардца Ляпина

Салехардец Владимир Ляпин с детства тяготел к работе с деревом. От небольших рисунков и досок разделочных перешел на мебель, но ее много не напилишь — размеры квартиры ограничивают. Так мастер стал искать, чем бы еще заняться: чтобы дело было кропотливым, красивым и полезным, а изделия много места в доме не занимали.

Время для чтения ~ 6 минут


Как стать моделистом

– И вот лет пятнадцать назад в Питере набрел на магазинчик деревянных моделей кораблей, — вспоминает Ляпин. — А для меня парусники с детства ассоциировались с дальними странами, путешествиями, сказочными островами. Паруса — это романтика! К счастью, попалась хорошая продавщица, она объяснила принципы сборки и посоветовала, какую модель лучше выбрать на первый раз: чтобы и большая, и красивая, и несложная.

У Владимира все увлечения протекают одинаково: вырезает мебель — и не может остановиться, берется за иконы — и не оторвать. Здесь повторилась прежняя история.

– На удивление модель сразу пошла, — улыбается Владимир. — Может, если бы сразу не получилось, то и не увлекся бы, а так — затянуло на полгода.

Сейчас, по прошествии пятнадцати лет, домашняя армада Ляпина насчитывает шестнадцать моделей парусников от XVI до XIX века. Конечно, в отличие от первенца остальные выполнены более качественно — практически музейные образцы, но и в том особых изъянов не найти.

Лишь с любовью к морю возможно создать такое изящество под белоснежными парусами. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»
Лишь с любовью к морю возможно создать такое изящество под белоснежными парусами. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»

– Причем первая модель делалась на коленке, как говорят в таких случаях опытные моделисты, — рассказывает Владимир. — Ни приспособлений нужных, ни инструмента специального еще не было. Уже потом, с опытом стал прикупать резаки, держатели, что-то сам изготавливал.

«Йо-хо-хо!»

Никаких личных секретов мастерства у Ляпина нет. Главное, чтобы нравилось самому, как в любом творчестве. Через силу или лишь бы кого-то удивить моделированием лучше не заниматься — халтура получится. Парусник, даже маленький, комнатный, — это все же корабль, повелитель стихий, без души не поплывет.

– Иногда берешься за модель и не можешь остановиться, пока последнюю ниточку на такелаже не повяжешь. А иногда просто не идет, — пожимает плечами Владимир. — Случалось так, что уже начатую модель откладывал в сторону и брался за другую. Соберешь ее, поставишь на полку, тогда только возвращаешься к отложенной. Например, уже больше года в работе «Элефант». Никак не могу корпус доделать, хоть и модель интересная. Может, потому, что название совсем не морское у этого знаменитого парусника, послужившего флагманом для адмирала Нельсона в битве при Копенгагене?

– А вот плести такелаж для меня скучновато, — вздыхает Владимир. — Это очень трудоемкая и монотонная работа, требующая усидчивости. Но без такелажа и палубных надстроек тоже никуда.

У любого художника порой наступает творческий кризис: «Эх, скукота!». И тогда рождаются такие шедевры, о которых сам творец потом рассказать не может: это как же такое в голову взбрело?

– Смотрели с внуком мультфильм, в котором пираты гоняли по морю на смешном корабле с парусами, с задним винтом, как у современных лайнеров, и гребными колесами, — смеется Владимир. — И мне захотелось построить такой парусник-фэнтези, сборную солянку из элементов разных типов кораблей. Для корпуса взял чертежи британского Victory, основательно их перечертил.

В результате получилась коротышка, пузатое морское чудо-юдо действительно мультяшного вида. С палубными надстройками в виде замковых башенок под черепичной крышей, с толстыми пушками и широкими парусами. На украшения пошли различные наборы солдатиков, покрытых толстым слоем золотой краски. Даже оркам из «Властелина колец» нашлось место в носовой части этого монстра. Творение получилось столь удивительным, что привлекает внимание даже абсолютно несведущих в морской поэзии людей.

Владимиру больше всего нравится собирать корпус модели, когда в процессе работы постепенно появляются контуры изделия, его плавные обводы, борта и палубы. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»
Владимиру больше всего нравится собирать корпус модели, когда в процессе работы постепенно появляются контуры изделия, его плавные обводы, борта и палубы. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»

Без подсказок

В фаворитах у мастера самая большая, самая красивая и самая сложная модель — «Ингерманланд», любимец Петра Первого, построенный по его личному проекту. Но признаться вслух о своем предпочтении — как будто предать другие модели, на которые тоже потрачено много сил, времени и вдохновения. Они все нелегко дались.

– Супруга Ольга к моему увлечению подходит с двойными стандартами, — смеется Владимир. — Говорит, что ни одного парусника никому не отдаст, но ставить их уже некуда.

А когда сложнейшие проекты начинаешь собирать легко, как конструктор Lego, возникает вопрос: куда двигаться дальше?

– Следующий парусник построю полностью сам, — делится планами Владимир. — Пока не решил, как буду изготавливать корабельные украшения. Это все же очень тонкая работа!

Здесь простор для творчества. Можно только пожелать успехов, усидчивости и вдохновения.


Текст: Иван Бычков

Журнал «Ямальский меридиан», № 2, 2024 г.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 13:07, 20 марта 2024

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Увлечения, Салехард, История Ямала