Мастер из Аксарки Антон Угланов: красивый нож – это искусство | «Красный Север»
0°C

обновлено: 11:09, 27 февраля 2024

Общество

Мастер из Аксарки Антон Угланов: красивый нож – это искусство

Неповторимыми ножами мастера-самоучки из Аксарки Антона Угланова пользуются ямальские и тюменские охотники, они есть в коллекциях высоких чиновников и старших офицеров. Поклонники его ремесла живут в Салехарде, Новом Уренгое и Нижнем Новгороде, и кто знает, где ещё.

Время для чтения ~ 8 минут


«Чур, моё!»

Впервые антоновские ножи я увидел на праздничной ярмарке в природно-этнографическом комплексе в Горнокнязевске. Опоздал к открытию всего минут на двадцать и увидел на столе лишь остатки выставки.

– Всё лучшее уже разобрали, — пожал плечами мастер.

Это был его дебют и, пожалуй, единственный случай, когда ножи Угланова лежали вот так просто. С тех пор изделия мастера из Аксарки к будущим обладателям уходят прямо из мастерской. Коллекционеры звонят с вопросом: «Есть что-нибудь?». «Вот, в работе», — пересылает Антон фото. «Чур, моё! Никому не отдавай!»

Хотя Антон — не мастер по железу.

Антон Угланов. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»
Антон Угланов. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»

– По образованию я художник-косторез, окончил Салехардское училище искусств. Ещё во время учёбы стал делать резцы и ножи для работы. Получалось неплохо, поэтому стали обращаться товарищи — сначала тоже за инструментом, потом за обычными кухонными ножами. Но такие делать скучно: стал добавлять в клинок или рукоять что-нибудь для красоты.

Сначала в качестве металла Антон использовал полотна пил — с этого начинают практически все кустарные мастера. На рукоятки шло то что под руку попадало, — и дерево, и кость, и пластик. Если не было кожи, ножны делал из дерева. Последние стали отдельными предметами искусства!

– Со временем начал интересоваться марками стали, заказывать материал более качественный. На рукоятки теперь чаще использую карельскую березу, кап клёна или орех. На чёрные рукояти идет граб. Для ножен беру хорошую кожу. А вот косточка мне так и не зашла, — признаётся Антон.

Впрочем, костяная деталь на очередном шедевре — обязательная фишка аксарковского мастера.

Без набросков и черновиков

Неповторимость его изделий в том, что все они делаются без предварительного эскиза.

Фото: предоставлено из личного архива Антона Угланова
Фото: предоставлено из личного архива Антона Угланова

Был случай, когда изготовленный мастером нож был передарен, но настолько запал в душу бывшему владельцу, что он запросил у Антона второй такой же. После недолгих отпирательств согласился и сделал-таки копию. Такой же, но всё равно не такой…

Рассказал нам Антон про свою серию якутских ножей для новоуренгойского любителя.

– Клинки пришлось заказать, — поясняет Угланов. — Их необходимо ковать, а кузнечное дело я пока не освоил — слишком много для этого нужно оборудования, в первую очередь горн. Поэтому приходится подтачивать чужие заготовки под нужный размер.

Но серия — это только так звучит. Единого эскиза опять нет, и со станка каждый раз выходит предмет, мало похожий на предшественника.

– Повторяться скучно, и времени на это нет. Столько задумок! — поясняет Антон. — Выпускать их партиями — это уже не мастерство, а работа. Я всё же занимаюсь этим для удовольствия. А то, что они людям нравятся, очень приятно.

«Беру заготовку клинка и уже на станке решаю, что из него лучше выйдет, — рассказывает Антон. — По готовому клинку придумываю рукоять — какой формы, из какого материала будет лучше смотреться. Уже по рукояти определяю ножны. Как накидал на ходу, так и вышло. Главное, всё должно смотреться гармонично».

В этом причина малочисленности ножей Угланова: другой мастер, пользуясь таким спросом, давно бы поставил домашний бизнес на поток. Антон каждое новое изделие делает как для себя, а в чужие руки отдаёт уже потом, чтобы взяться за следующую задумку.

– На клинок уходит в среднем три дня, — прикидывает время работы мастер. — На ручку, если дерево не стабилизировать, столько же. Если стабилизировать, если делать гибридную, если из капа со смолой, тут уже на один брусок можно неделю потратить. Потом ещё какие ножны в голову взбредут. В среднем выходит от задумки до готового инструмента месяц-полтора.

Но и это не критерий «трудодней». Бывает — не идёт, а бывает — как найдёт вдохновение, и невозможно остановиться.

– Вот, впервые заказал на пробу два клинка из дамасской стали — раньше иметь с ней дело не приходилось. Захотелось попробовать — взял в руки и уже третий день остановиться не могу. Так хочется посмотреть, что выйдет…

Любимый — самый сложный

А сколько всего орудий сделано из разной стали и в разном материале — подсчёту не поддаётся.

Многие считают, что лучше всего Угланову удаются национальные ненецкие ножи — они более изящные по форме и легче, чем оригиналы у тундровиков. Некоторые коллекционеры больше ценят в изделиях Антона ножны — иногда они смотрятся самостоятельным произведением искусства. Есть ценители японских мотивов мастера-самоучки.

Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»
Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»

Антону, как бы нескромно это ни звучало, нравятся все его изделия. Но всё же есть и любимые детища. Как правило, это те, что отняли много сил и души.

– Делал для любителя из Салехарда очень большой нож, — вспоминает Антон. — Действительно большой: клинок длинный и широкий, ножны массивные. На них в виде декоративной вставки поместил точильный камень. Заказчик посмотрел и предложил вместо камня поместить второй ножик, поменьше. Получилась такая интересная пара, наподобие непальского кукри. Но наша, северная. Больше я таких пока не делал.

«Конечно, каждый нож жалко отдавать, они мне все дороги. Но я хочу, чтобы ими пользовались. Это ведь не подарочные изделия — они все рабочие. А если все себе оставлять, какая большая коллекция соберётся!»

А самый долгий и трудоёмкий — до сих пор в работе.

– Знакомый сам предложил марку металла. Настолько крепкий сплав, ничто его не берёт. Вот уже год работаю только над клинком, пытаюсь его отшлифовать. Напильник по нему скользит, наждачка шлифовальная тоже. Пока еле сдвинулся с места. Профи говорят, что такой металл оставляют в грубой обработке из-за его твёрдости, но я справлюсь…


Текст: Иван Бычков

Журнал «Ямальский меридиан», № 1, 2024 г.


2

0

0

0

0

0



обновлено: 11:09, 27 февраля 2024

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Село Аксарка, Приуральский район, Творчество