Астероид Апофис уничтожит Землю в 2029 году? Последние данные от ученых | «Красный Север»

обновлено: 16:56, 03 октября 2024

Астероид Апофис с прицелом на Землю: прилетит или пролетит

«Разрушитель» из космоса. Ждать ли землянам прилета на свои дома Апофиса

Астероид Апофис диаметром более 350 метров продолжает приближаться к Земле. Об этом небесном теле вспоминают каждый раз, когда речь заходит об опасностях, грозящих человечеству из космоса. С момента открытия — в 2004 году — он не перестает будоражить умы астрономов и обычных людей.

Время для чтения ~ 7 минут

Что за незваный «гость» уже 20 лет летит в сторону нашей планеты — в материале «Красного Севера».

Название передает содержание

В астрономии любят использовать обозначения из древних мифов и легенд. Так, название Apophis (Разрушитель) — это греческое имя египетского божества-змея Apеp, которое, по легенде, скрывается во мгле и пытается разрушить Солнце во время его ночных странствий по подземному миру.

Апофис назван в честь злого египетского божества, воплощения разрушения и тьмы. Фото: FOTOKITA / Shutterstock / Fotodom

Такое сравнение носит явно негативную окраску. И это не случайно, поскольку от пока еще далекого от нас небесного тела земляне не ждут ничего хорошего. Астероид, получивший специальный код 2004 MN4, открыли в июне 2004 года в обсерватории Китт Пик, штат Аризона (США). Вполне возможно, что астрономы, сделавшие такое открытие, покрылись от ужаса испариной, или, напротив, похолодели. Испугаться им было чего, ведь траектория полета новоявленного твердого небесного тела лежит практически прямехонько по направлению к Земле. Поскольку в космических масштабах какие-то десятки тысяч километров — это почти рядом. И по оценке NASA, в случае столкновения с нашей планетой мощность удара составит 506 мегатонн — это эквивалентно 40 ядерным бомбам, аналогичным той, что американцы сбросили на Хиросиму.

Апофис — настоящий монстр из глубин космоса: его диаметр превышает 350 метров, а вес — около 27 млн тонн и сам похож на 120-этажный дом. Вся эта каменистая масса летит в нашу сторону со скоростью почти 40 км/сек.

Правда, считается, что астероид, ставший причиной гибели динозавров 66 миллионов лет назад, был значительно больше Апофиса: от 10 до 15 километров в диаметре. А значит, глобальной катастрофы в любом случае не предвидится.

В расчетах по астероиду 2004 MN4 ошиблись

По информации астрономов, астероид пройдет мимо Земли через пять лет: 13 апреля 2029 года на расстоянии, примерно в 38 тыс. километров. Это меньше высоты полета геостационарных спутников.

Однако в августе этого года добавил «масла в огонь» канадский астроном Пол Вигерт, заявив, что специалисты ранее допустили критическую ошибку в расчетах. На его взгляд, «все может измениться за долю секунды». Так как анализ траектории полета не включал возможность случайного импульсного изменения скорости Апофиса. Такое вполне может произойти, если на его пути появится другой астероид. Новые расчеты показывают, что, двигаясь к Земле, «наш гигант» столкнется со своим «собратом», из-за чего орбита Апофиса изменится.

В итоге профессор Вигерт из университета Западного Онтарио делает беспощадный вердикт: отклонение от номинальной траектории может составлять всего несколько десятых секунды. Но это четко обозначит надвигающееся столкновение Апофиса с Землей.

Когда решится судьба Апофиса и Земли

Столкновение Апофиса с другим небесным телом по пути к Земле прогнозируют в 2027 году. Однако остается небольшой шанс, что даже после этого злополучное небесное тело не достигнет жилища землян. Определить точнее его будущую траекторию астрономы смогут только в 2027 году, после удара. Причем с середины 2021 по 2027 год этот объект просто не виден на небе.

Астероид находится в дневном небе и не виден с середины 2021 по 2027 год. Фото: AstroStar / Shutterstock / Fotodom

Тем временем гендиректор НП «Центр планетарной защиты», действительный член Международной академии прогнозирования (МАИБ), почетный член Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Анатолий Зайцев, заявил, что столкновение астероида с Землей маловероятно в ближайшие десятки и сотни лет.

Другой российский ученый — руководитель лаборатории прикладной инфракрасной спектроскопии МФТИ, кандидат физико-математических наук Александр Родин, еще осенью прошлого года сообщал «Известиям» о минимальном риске удара Апофиса о Землю.

«Траектория его хорошо известна, и во всяком случае в ближайшие 1000 лет вероятность столкновения с Землей ничтожно мала. И она исчисляется не процентами и даже не десятыми долей процентов, а существенно ниже», — резюмировал Родин.

Если Апофис столкнется с Землей, планета будет уничтожена?

Пугающая некоторых землян неизвестность с Апофисом рождает периодически экзотичные предложения по его нейтрализации. Например, появлялся вариант с заворачиванием «космического пришельца» в пленку с высокой отражающей способностью. Давление солнечного света способно изменить траекторию астероида.

Роскосмос еще в 2009 году тоже пытался подключиться к процессу по спасению Земли. Тогдашний руководитель корпорации Анатолий Перминов говорил, что можно создать специальный космический аппарат, который позволит избежать столкновения без уничтожения самого астероида, «не взрывая никаких там ядерных зарядов».

Однако никакие решительных действий в отношении Апофиса научный мир принимать пока так и не собрался. Поскольку большинство мировых специалистов не видят в нем реальной опасности. К примеру, авторитетный журнал The Planetary Science Journal оценил вероятность удара с другим астероидом и смещения траектории менее чем 1 к 106. Совсем немного.

обновлено: 16:56, 03 октября 2024