обновлено: 19:58, 17 января 2025
Культура
В единственном экземпляре. Новый творческий период самой поэтичной ямальской художницы Гузель Сибагатуллиной
Интерес к рисованию проснулся у Гузели в раннем детстве. Но родители желали дочери стабильного финансового будущего, которым нечасто могут похвастаться художники. И поэтому прятали бумагу и кисти. Но спустя годы тяга к искусству взяла свое. Всего одного года подготовки, пусть и чрезвычайно усиленной, хватило талантливой 18-летней девушке, чтобы поступить в художественный вуз.
Время для чтения ~ 10 минут
Благодарна родным бесконечно!
Сегодня Гузель Сибагатуллина — преподаватель новоуренгойской ДШИ № 2, глава Ямальского отделения Союза акварелистов России, почетный член Международной академии современного искусства. Недавнюю профессиональную победу — золотую медаль Международной премии в сфере искусства «Звезда виртуоза» — посвятила маме и папе.
– Я никогда не винила родителей в том, что пошла по пути искусства позже, чем могла бы. Все получилось вовремя: я встретила замечательного наставника Олесю Михайловну Бондаренко, она взяла меня под крыло и дала необходимое пространство для внутреннего излияния. Сейчас я преисполнена глубочайшей благодарности родным за воспитание и силы, которые они вложили в меня, привили трудолюбие, — признается Гузель.
«Важно, чтобы акварель не поняла, что ты ее ведешь. Ты не можешь полностью управлять процессом, можешь только направлять потоки краски, иногда очень стремительно несущиеся куда-то по плоскости листа».
Раньше художница была убеждена, что нужно идти только туда, где трудно. Поэтому освоила одну из самых сложных техник рисования — акварель по мокрому (представляет собой нанесение акварели или гуаши на обильно смоченную водой поверхность листа).
– Первые мысли были не о том, как поэтично растворяется пигмент, а о том, как здорово будет пройти через препятствия и доказать всем, что я это могу! — делится воспоминаниями Гузель. — Это очень кропотливая работа, связанная с эмоциональным напряжением, визуальной чувствительностью, ассоциациями, воспоминаниями. И вот когда все складывается воедино, ты наконец чувствуешь себя готовой поделиться этим с внешним миром.
Разговор с самой собой
Названия работ Гузели — отдельный вид искусства. Они очень поэтичные, отлично иллюстрируют и дополняют, иногда поясняют суть изображенного. Было время, когда художница думала посвятить себя писательскому делу. Часто находясь наедине с собой, вступая в сознательный внутренний диалог, Гузель научилась читать собственные мысли как книгу.
– В моих работах очень много символизма. Раньше я боялась высказываться, не умела этого делать — была очень замкнутым ребенком. Когда я больше не смогла удерживать в себе то неистовство образов, которое во мне накопилось, я и начала неотрывно работать – освобождаться от них. Множество деталей и витиеватых переходов как бы осеняли мою работу флером таинственности, намекали на сложность душевного мира. Думаю, у меня была потребность придать своей персоне загадочности, — улыбается Гузель.
Впервые зритель увидел работы Гузели в 2018 году. А четыре года спустя — в ноябре 2022 года — в Выставочном центре Окружного Дома ремесел состоялась первая персональная выставка художницы, имевшая огромный успех у аудитории самых разных возрастов.
– А я до сих пор считаю, что плохо рисую! Иной раз смотрю на свежую работу – вроде ничего получилось, позже взгляну – совсем не очень, — смеется собеседница.
Две картины Гузели прошли отбор на фестиваль-выставку идейного искусства «Время, вперед!» и будут экспонироваться в Новой Третьяковке с 16 января по 7 февраля 2025 года. Как и другие работы, они существуют в единственном экземпляре. Почему ямальская художница не делает копий, она объясняет так:
– Это чувство, выраженное в моменте, – я отдала частичку себя во внешний мир, ко мне она уже не вернется и воспроизвести ее еще раз невозможно.
Бесконечное желание рисовать
Сейчас у художницы новый творческий период. Гузель обрела внутренний баланс. Раньше ей было необходимо переливами цвета посеять ощущение таинства и недосказанности, теперь же хочется, чтобы все было четко и понятно.
– Для художника очень важно постоянно находиться в поиске. Сомнения — базовая вещь, никогда не заглушаю их в себе. Только чтобы не утонуть в этих сомнениях, художникам, особенно начинающим, очень важно слышать конструктивную критику от коллег или наставников, – считает она.
«Для меня, как и для моих дочерей, — это просто бесконечное желание рисовать! Сложно сказать, откуда оно возникает. Но если подумать, это все про сильную внутреннюю потребность высказаться».
Однако в силу ряда исторических причин институт критики в нашей стране практически отсутствует. Во многом это связано с тем, что искусствоведы боятся спугнуть тех немногих художников, кто готов представить свои работы широкой аудитории.
– Давить на творческую личность нельзя, будет обратный эффект. Ребята, которые у меня занимаются, поражают своим упорством, порой я сама удивляюсь: откуда в них столько интереса к рисованию? По три раза в неделю приходят, по три часа беспрерывно рисуют! — говорит Гузель.
Бесконечное желание рисовать испытывает и сама преподавательница, и обе ее дочери:
– Знаете, когда маленькие дети еще не могут толком говорить, но очень хотят донести какую-то важную для них мысль, они начинают рисовать, изъясняться! Вот и у художника есть необходимость делиться с миром своими чувствами.
На занятиях у Гузели царит особая атмосфера: ученики сосредоточены, взгляд увлеченный, движения легкие, а на лице улыбка!
Сколько стоит искусство
Не каждый воспитанник ДШИ станет новым Репиным: пасовать могут все, а писать картины — нет. Хотя, размышляет педагог, проблема может крыться в том, что художникам просто не хватает помощников — менеджеров, продюсеров, как у музыкантов.
– Мы же продавать совсем не умеем, стесняемся говорить о цене, — признается Гузель. – С другой стороны, я отрываю от себя кусочек каждый раз, когда пишу картину, — как же можно продать ее дешево?
«Однажды выпускники сказали мне, что я стала для них поводом не бросать «художку»! Для меня это стало самой ценной благодарностью!»
Есть работы просто бесценные, расстаться с которыми авторы не в силах ни при каких обстоятельствах. Для Гузели такой стала картина под названием «Я слышу, как внутри меня бьется хрусталь» – самая дорогая сердцу художницы.
Сейчас Гузели очень хочется, чтобы на Ямале забурлила творческая жизнь, стало больше выставок, пленэров, профессиональных встреч, связанных с изобразительным искусством.
– Я позвонила Ольге Викторовне Петровой, президенту Союза акварелистов России, предложила открыть Ямальское отделение, и мне дали добро. Правда, сначала я испугалась, что взяла на себя слишком много, но сейчас все идет хорошо. По сути, это моя альтруистическая миссия — помогать людям там, где я могу и хочу это сделать. Открытие представительства Союза акварелистов на Ямале дает возможности для будущих проектов.
История Гузели — это история человека, который не пожертвовал своим призванием, смирившись с обстоятельствами. По меркам мира искусства наша героиня начала художественное обучение слишком поздно — в 18 лет. И пусть все детство родители запрещали рисовать, характер, который они в ней воспитали, помог очень быстро наверстать упущенное. Она не только успешно поступила в художественный вуз после всего одного года подготовки, пусть и чрезвычайно усиленной, но и достигла значительных высот на профессиональном поприще. Сегодня Гузель взращивает и вдохновляет новое поколение молодых художников и делает огромную работу по формированию профессионального художественного сообщества на Ямале — для себя, для людей и для истории.
Текст: Ингрид Сафронова
Журнал «Ямальский меридиан», № 1, 2025 г.