Поэтический слэм: что это такое и как проходят неформальные молодежные вечеринки на Ямале | «Красный Север»
0°C

обновлено: 06:13, 16 июня 2023

Культура

Чикагский слэм добрался до Ямала: в Салехарде молодежь проводит неформальные вечеринки

В Салехарде провели молодежную вечеринку с возрастным цензом «18+»

16 мая в одном из кафе Салехарда прошло мероприятие, формат которого впервые опробовали в 80-х годах в Чикаго. Фотограф «Красного Севера» проник на молодежную вечеринку со знаком «18+», сделал массу снимков и рассказал, почему не смог сделать это в библиотеке.

Время для чтения ~ 14 минут


Тихо падает сакуры лист, Самураю начать статью Трудно.

На Ямале начались летние дни и белые ночи, желания киснуть дома не было никакого. Волей случая, чему несказанно рад, я увидел во «ВКонтакте» рекламу некоего мероприятия под названием «слэм». Автором объявления значилось сообщество «БезХлеба».

Вспомнил, что «БезХлеба» уже провели один интересный вечер, где читали стихи. Я на нем был, это мне так зашло, что ходил потом довольным неделю.

Во-первых, ребята читали стихи собственного сочинения. Собирать мысли в рифмованные строки, выражать их компактно, при этом не потеряв смысла, я не умею — для меня это какая-то магия. Во-вторых, читали их наши салехардские и лабытнангские ребята, и это круто вдвойне. Кажется, что литературные кафе с поэтами — это где-то далеко, это досуг москвичей и питерцев. Но когда это происходит здесь, в Салехарде, внутри закипает гордость. Теперь можно написать друзьям из столиц :

«Привет! Да, дела чудесно. Пока холодно. Вчера ходили на литературный вечер».

И пусть у них от удивления выпадут на клавиатуру глаза.

«Слэм» — слово для меня знакомое, хоть никогда его не встречал применительно к литературе. А еще на афише крупными буквами было написано «18+». Заинтриговало. Решил уточнить у организатора, чего ожидать.

Александр Медведев, организатор поэтического слэма

Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

— Саша, привет! Расскажи, что такое литературный слэм и как появилась идея провести его на Ямале?

— Когда я был в Белгороде, узнал про формат «литслэм»: ребята выступают со своим творчеством на публике, на небольших площадках. Меня это вдохновило, по возвращении в Салехард я решил провести подобное мероприятие и здесь. Участие в нем — хорошая возможность заявить о себе, найти единомышленников и получить опыт публичных выступлений. Ребята, которые выступают в таком формате, — смелые. Очень тяжело выносить свое творчество, особенно если в его основе — личные переживания, на публику.

— Согласен, публичные выступления — всегда для меня стресс и прилив адреналина. Много ли заявилось участников, и где вы нашли площадку для выступления?

Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

— С площадкой проблем не возникло, помог наш друг, он пустил нас в свое кафе, где есть небольшая сцена и звуковое оборудование. К моему удивлению, выступающие тоже нашлись легко. Мы опубликовали пост в соцсетях нашего сообщества «БезХлеба», откликнулось достаточно много людей для такого маленького города. Оказалось, у нас много ребят, которые занимаются стихосложением или написанием текстов, а главное, готовы с ними выступить.

— Меня смутил возрастной ценз «18+», чем он обусловлен?

— Мы не хотим ограничивать авторов в творчестве, литературный слэм допускает не только чтение стихов, но также исполнение песен и стендап. В текстах может быть ненормативная лексика или маргинальные подтексты. На мой взгляд, если на одной площадке будут авторы произведений разноплановых жанров, например, любовной лирики и «криминального чтива», мероприятие будет интереснее.

Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Понятнее не стало, но интерес разгорелся еще сильнее. Из интернета выяснил, что поэтический слэм зародился в Чикаго, где Марк Смит решил популяризировать поэзию за стенами академий и университетов. Академические чтения он считал скучными, на них поэты выступали друг перед другом или профессурой. Получалось у них это очень «невзрачно». О публике думали мало, порой просто бурчали что-то себе под нос.

Смит же предложил выступать в публичных местах, давать выступающему жесткий тайминг, добавить соревновательности. Выступающих оценивали судьи из числа зрителей, так выявлялся победитель.


И вот долгожданный вечер, я уже в кафе. Пока собирались участники, присмотрелся к публике.

Когда я работал в библиотеке, мы пытались заманить к себе работающую молодежь. Изучали эту аудиторию на примере друзей и знакомых, старались проводить интересные для них мероприятия. Увы, сложилось впечатление, что культурный досуг и, в частности, литературные вечера, молодым неинтересны.

Поэтому я был приятно удивлен, увидев кафе заполненным той самой труднозаманимой молодежью.

Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Возможно, библиотеке мешал имидж казенного учреждения, а может, именно кафе привлекло неформальностью обстановки и возможностью насладиться не только лишь духовной пищей.

Оказалось сложным описать, как классно ребята выступали. Хотя они абсолютно разные, понравились мне все. Кто-то с надрывом читал о пережитом, у другого в тексте сквозили сарказм и самоирония, кто-то исполнял песню на свои стихи.

Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Следуя классическим правилам, организаторы выдали судейские карточки зрителям, после каждого раунда судьи менялись.

Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Выступления оценивали по двум критериям — содержанию и подаче, до пяти баллов за каждый и в итоге до десяти за выступление. Участникам дали возможность выступить в двух турах.

В финал прошли четверо с равными баллами. Это сделало литературный вечер немного длиннее, и это отлично. Потому что в финале в ход пошла «тяжелая артиллерия».

Финал провели по особым правилам, не описанным в интернете. Возможно, их придумали организаторы салехардского слэма. Финалисты должны были написать стих на тему, предложенную зрителями. По мне, выполнение такого задания — признак высокого мастерства. Мало переключиться с выступления на созидание, так еще и тема может быть нелюбимой или незнакомой. А таковой в этот раз стал ледоход, который мы все тогда ждали.

Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Время финальных выступлений. Возможно, участники захотели показать все свои таланты - в ход пошли гитары. И хотя победителем вышла девушка, певшая свое произведение а капелла, гитары стали отличным завершением выступлений.

Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Время выявить самого яркого выступающего этого вечера. Им стала Неко Окотэтто. Хотя я болел за другого участника, считаю, что победа ей досталась заслуженно. Нэко замечательно поёт, вместе с её трогательными стихами это производит сильное впечатление.

Неко Окотэтто, поэтесса, победитель слэма

Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

— Добрый вечер, поздравляю с победой в слэме. Ты очень хорошо выступила. В первый раз участвуешь в литературных соревнованиях/конкурсах?

— Нет, не в первый раз. Я участвовала в школьные годы и в студенчестве в Ругинских и Лапцуевских чтениях, но на конкурсах занимала максимум второе место. Первого места, к сожалению, а может, лучшему, никогда не было. А со своими стихами я вышла к публике сегодня впервые.

— Часто ты пишешь и много у тебя уже стихов, может где-то публикуешься?

— Я пишу с тринадцати лет. Но изначально это были песни, как на тот момент я думала. Большинство из них у меня рождались в голове с определенным мотивом, и я их могла запросто напеть. Я до сих пор помню стихи, которые написала в 13 лет, помню, как они звучат, я не могу их спеть. Вдохновение часто приходит ко мне на улице. И слава богу, что у нас есть в телефоне диктофон — можно записать то, что тебе пришло в голову, и не потерять. Иногда я иду по улице и напеваю на телефон песню, а люди ходят около меня и странно смотрят.

Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Бывает, вдохновение приходит поздно ночью, приходится вставать и записывать. Для этого у меня всегда под боком есть блокнотик с ручкой, это уже привычка. Публиковаться в журналах или газетах я не пробовала, у меня есть какое-то стеснение, думаю, понравятся мои стихи людям или нет? Однажды решила попробовать опубликовать свое стихотворение в соцсетях, на удивление, оно вызвало большой отклик, было много комментариев и лайков. И я начала свои стихи «выводить в жизнь».

— Как тебе формат литслэма, что понравилось/не понравилось? Будешь участвовать ещё?

— Такой формат мне понравился. Есть произведения, которые не подходят под стандарты общества.

Например, считается, что если стихи пишет педагог, в его произведениях обязательно должны быть высокодуховными и высокоморальными. А мы —простые люди, нам ничто человеческое не чуждо, в моих стихотворениях могут быть и любовные моменты, и сильные переживания, и даже нецензурная лексика.

Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Такие стихи я не публикую, но с удовольствием их читаю в дружеской компании. Чем мне понравился формат слэма — он свободный. Так как возрастной ценз мероприятия «18+», можно не сдерживаться. Было чувство драйва и свободы, не надо прятать себя за маской «хорошего человека», как того требует общество. Желаю удачи участниками и организаторам слэма, хочу, чтобы эта площадка становилась популярной и привлекала творческих ребят.


А я болел за Ислама Наврузова, он уступил Неко всего несколько баллов.

Ислам Наврузов, поэт

Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

— Ислам, привет! Классно выступил, расскажи пару слов о своих впечатлениях.

— Когда осознаешь, что тебя окружают такие талантливые и творческие люди, которые любят поэзию, начинаешь смотреть на окружающее по-другому. Участники впечатлили: отличные стихи, мощная подача. Мне кажется, они при желании своим творчеством смогут изменить мир. Я благодарен всем, кто сегодня пришел, поучаствовал или просто поддержал нас из зала.

— Много у тебя стихов, как ты начал писать, и как решился выступать со сцены?

— Самостоятельных и осознанных у меня всего два стихотворения. Я пишу песни, и вот их уже много, а куплетов, которые никуда не вошли, еще больше.

Однажды в Тюмени меня друзья пригласили поучаствовать в конкурсе чтецов. Там можно было выступать с чужими произведениями, но поскольку я музыкант, решил, что буду выступать со своим творчеством. Так я написал свой первый стих, с которым выступал здесь сегодня, а тогда я взял с ним первое место.

Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

Песни я начал писал в пятнадцать лет, это не сопровождалось какими-то особенными событиями, просто в один момент я подумал, а почему я не могу делать что-то свое, что-то отличное от того, что сейчас играет в телефонах или на радио. Я выступаю на сцене с шестого класса, тогда у нас в школе была «Минута славы» и я на ней читал рэп.

Представь, стоит мелкий шкет, в валенках в шерстяной водолазке, из которой волосы торчат во все стороны, в снэпбэке (кепка-бейсболка с прямым козырьком. — Прим. авт.) и читает рэп «Четыре пацана». Половина зала ржала, как кони, но после мероприятия ко мне подошла девочка из старших классов и сказала, чтобы я ни на кого не обращал внимания и продолжал, что у меня есть талант. После этого страх выступлений у меня ушел.


Сколько бы я ни описывал, как это было интересно, вдохновляюще, весело и ярко, вы этого не прочувствуете, пока не побываете сами на таких литературных баталиях. Чтобы еще больше подогреть интерес, оставлю вам небольшую подборку фото:


5

0

0

5

0

0



обновлено: 06:13, 16 июня 2023

Темы

Литература, Салехард
Мы используем файлы cookie.
Продолжая пользоваться сайтом, Вы автоматически соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы можете отказаться от использования cookies, отключив самостоятельно эту опцию в настройках браузера. Сохраненные файлы cookie можно удалить в любое время.