Ямал на ткани | «Красный Север»
0°C

Культура

Ямал на ткани

Монументальные полотна Анны Краснобородкиной привлекают не только яркостью красок и душевной теплотой северных мотивов, но и уникальностью техники.

Время для чтения ~ 5 минут


Искусство с острова Ява

Для обывателя художество на ткани — это кетчуп на рубашке или смешная картинка на футболке. При этом искусство батика — росписи тканей с использованием резервирующих веществ — известно как минимум с I века до нашей эры, хотя историки считают, что этим ремеслом занимались уже древние египтяне. Как же ямальский художник увлекся древним индонезийским ремеслом?

Анна Краснобородкина. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»
Анна Краснобородкина. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»

– Батиком я заинтересовалась не сразу, хотя в вузе нас знакомили с этой техникой, — вспоминает Анна. — А определилась я с творческим направлением, когда участвовала во Всероссийском симпозиуме художественной росписи под руководством заслуженного художника России Ирины Вадимовны Трофимовой. Это общепризнанный мэтр, владеющая основами классического батика и в свои 86 лет активно работающая.

Анна Краснобородкина родилась в Волгограде, а на Север переехала с родителями в 14 лет.

– Как сказал папа, на три года, денег заработать, — с улыбкой вспоминает Анна Геннадиевна. — Мы прибыли в Нижневартовск в апреле из города, где уже цвели сады, и меня поразили огромные сугробы! Белый-белый цвет вокруг. Конечно, долго я скучала по прекрасному Волгограду, но теперь не представляю жизни без северных просторов и чистоты. Таких людей больше нет нигде. Они отзывчивые, добрые и чистые, как белый снег.

Вдохновляющие орнаменты

Скучать Анне было некогда: сначала учеба на художественно-графическом факультете Нижневартовского государственного пединститута, потом — преподавание в Детской школе искусств и в родной альма-матер, а в 2015 году мужа Василия Петровича пригласили возглавить Уренгойскую детскую художественную школу. Так на Ямале появился свой мастер художественной росписи по ткани.

Работа Анны Краснобородкиной. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»
Работа Анны Краснобородкиной. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»

Уже двенадцать лет Анна Краснобородкина ни себе, ни батику не изменяет. Вдохновляет ямальскую художницу культура коренных народов нашего прекрасного Севера.

– Я стараюсь отразить их быт и богатую культуру, насыщенную этническими орнаментальными мотивами, — объясняет Анна — У них очень интересная жизнь. В своих работах выражаю благодарность этому удивительному краю, стараюсь запечатлеть на ткани то, что довелось самой увидеть. Мои работы яркие, потому что я стремлюсь передать северные мотивы немного теплее.

Нарисуем кракелюры

Батик — особый вид мастерства, имеющий свои каноны. В основе этого вида декоративного искусства лежит упрощение. Задача художника — преподнести зрителю образы, узнаваемые в любом сюжете.

Работа Анны Краснобородкиной. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»
Работа Анны Краснобородкиной. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»

– Это не реалистичная живопись, а обобщенный художественный образ, плоскостное решение без использования законов перспективы и светотени, — поясняет мастер. — Для передачи мысли и нужного образа используется орнаментика, которая подчеркивает стилистику именно декоративного искусства.

Сначала сюжет будущей картины рисуется в натуральную величину на бумаге, потом цвет резервируется расплавленным воском на ткани, каждый оттенок отдельно. Выбранную ткань натягивают на раму, места, которые не подлежат закрашиванию, покрывают горячим парафином — отсюда и название «горячий батик». Это одна из общепринятых технологий. Ну а далее каждый раз все сначала: парафином закрываются не подлежащие закрашиванию места, незалитые покрываются очередным цветом. И так от светлого к темному.

– В завершение работы полностью покрытое воском полотно мну и заливаю самой темной краской. Воск удаляю, а на картине появляется темная сеть микротрещин, как на живописных холстах, — продолжает Анна. — Это кракелюры. Интересно, что на родине батика их присутствие считалось браком, но в наше время они стали основным признаком батика.

Работа Анны Краснобородкиной. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»
Работа Анны Краснобородкиной. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»

Анна Геннадиевна активно продвигает это древнее мастерство. Несмотря на красоту и доступность техник, батик не так популярен, как другие виды народного творчества. На всю Россию наберется не более десятка больших мастеров. Но подрастают ученики, которые, надеется наша собеседница, скажут свое творческое слово на хлопчатобумажной ткани анилиновыми красителями.


Текст: Иван Бычков

Журнал «Ямальский меридиан», № 2, 2024 г.


1

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Творчество, Культура, История Ямала