Художница из Салехарда Татьяна Кипко: «Пишу так, как нравится мне» | «Красный Север»
0°C

Культура

Художница из Салехарда Татьяна Кипко: «Пишу так, как нравится мне»

Полотна Татьяны Кипко признаются профессионалами, хранятся в частных коллекциях и остаются в памяти зрителей. В конце осени картина салехардской художницы «Кочевники Ямала» завоевала серебряную медаль на выставке «Большой Урал — XIII».

Время для чтения ~ 6 минут


Конкурс — не соревнование, а возможности

В Екатеринбург Татьяна ездила не одна. В ямальской делегации было 14 талантливых художников, среди которых представители Окружного Дома ремёсел: Иван Савицкий, Александра Юхлымова и Наталья Талигина.

– Со мной поехала и младшая дочь Ева, — говорит Татьяна. — Она заметила, что люди периодически фотографировали мои картины, делали селфи на их фоне.

Посетителей выставки очень заинтересовали работы, рассказывающие о Ямале и жизни на Севере. А ведь в галерее «Главный проспект» были представлены триста сорок мастеров из разных городов: Екатеринбурга, Златоуста, Кургана, Магнитогорска, Нижнего Тагила, Орска, Тюмени, Салехарда, Ханты-Мансийска и Челябинска. Зрители смогли увидеть порядка 500 уникальных произведений: живопись, графика, скульптура, иконопись, декоративно-прикладное, ювелирное искусство.

В полотнах Кипко — богатейшая история коренных народов Севера. Ей интересен их уклад жизни, культура, язык и обычаи. Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Кипко
В полотнах Кипко — богатейшая история коренных народов Севера. Ей интересен их уклад жизни, культура, язык и обычаи. Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Кипко

Два полотна Кипко организаторы разместили в центральной части зала живописи.

– Значит, тема, затронутая мной, актуальна, — продолжает собеседница. — Коллеги из других регионов, с которыми мы работали на всероссийских и международных пленэрах, поздравляли меня. Но оценки творчества меня волнуют мало, главное — я встретилась с мощными, талантливейшими художниками Урала, увидела их творения живьём, не на фотографиях.

Татьяна Кипко уже третий раз принимает участие в выставке. И трижды очень успешно. В 2013 году она была отмечена дипломом первой степени, во второй раз — завоевала «Золотую медаль».

Выставочный проект «Большой Урал» реализуется один раз в пять лет. В Екатеринбурге работы ямальских художников получили высокую экспертную оценку, некоторые были рекомендованы к участию во Всероссийской выставке «Россия-XIV» в Москве.

О суровом Севере — с теплом

Татьяна рисует с детства. Когда девочке исполнилось десять лет, она впервые побывала в Третьяковской галерее. С тех пор решила стать профессиональным художником. Пять лет училась в Салехардском межокружном училище и шесть лет — в Академии художеств.

– Обучение и практика позволяют студентам развивать свои творческие способности. Свои — ключевое слово. Мы приобрели уникальный навык и получили опыт работы в художественной среде, — говорит она. — Я не стараюсь кому-то подражать. Пишу так, как нравится мне. А если кого-то возмущает, как я накладываю краску на холст, это их проблемы.

Создание картин для Кипко — непрерывный процесс. Естественный, как вдох и выдох. Она изображает представителей коренных народов Севера натурально и непринуждённо. Нет пафоса и драматизма, назидания и дидактики, а эмоциональная составляющая — искренняя, глубокая, безусловная. Неразрывная связь людей и природы, суровой стужи и сердечности.

– Меня завораживает свобода, которая есть у кочевников, — признаётся Татьяна. — Восхищает наш суровый край. Чувства, мысли, ощутимый мир и человек нераздельны.

Татьяна Кипко. Сила в единстве. 2019. Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Кипко
Татьяна Кипко. Сила в единстве. 2019. Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Кипко

В её работах — богатейшая история ненцев, ханты, зырян. Обряды и повседневность. Яркие национальные костюмы и белые снега без видимой линии горизонта. Портрет и жанровые многонаселённые полотна. Живописец не сужает угол обзора лишь к суровым бытовым условиям Севера и не романтизирует их. Ей удаётся балансировать, не ограничивать рамками понимание сути. Её композиции дают перспективу и глубину, возможность видеть объёмно.

Путешествие картин

Для Татьяны Кипко 2023 год был юбилейный, ей исполнилось 40 лет. Отметить это событие она решила персональными выставками, объединёнными одной темой и одним названием «Рождённые на Севере». В экспозицию вошла серия работ, отражающих жизнь кочевников Ямала.

– Создавая эти произведения, — делится автор, — я ставила перед собой задачу показать зрителю любовь к родной земле через образы, тёплый колорит, жанровые сцены на фоне мощной, северной природы.

Первую юбилейную персональную выставку художница открыла в Омске, в галерее Полины Зарембы. Также её работы побывали в Тарко-Сале, Новом Уренгое, Тюмени — здесь на смотре-выставке изобразительного и декоративно-прикладного искусства ЯНАО «Историческая память. Ямал» она представила две живописные картины и два графических листа. Последние посвящены исследователю Арктики, командиру Обско-Енисейского отряда Великой Северной экспедиции Дмитрию Овцыну и учёному Василию Зуеву.

Татьяна Кипко. Строительство храмового комплекса в честь Преображения Господня в Салехарде. Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Кипко
Татьяна Кипко. Строительство храмового комплекса в честь Преображения Господня в Салехарде. Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Кипко

Необычная экспозиция в исполнении Кипко ждала жителей Новокузнецка. На Всероссийскую художественную выставку «Территория» Татьяна привезла коллаж из обрезков модных глянцевых журналов, изобразив строящийся в Салехарде храм. Перед мастерами поставили задачу — показать, как промышленные преобразования, индустриализация меняют облик поселений.

Сегодня она — признанный мастер, член Союза художников России и ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО. На вопрос, сколько картин создала, отвечает: «Много». Потому что все не сосчитать, ведь пишет каждый день.


Текст: Мария Малугина

Журнал «Ямальский меридиан», № 1, 2024 г.


1

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Культура, Творчество, История Ямала