Дети, которым рано дали гаджет, перестают говорить | «Красный Север»
0°C

обновлено: 10:17, 13 марта 2023

Общество

Дети, которым рано дали гаджет, перестают говорить

Двухгодовалый Максимка, стоя в очереди, ловко справляется с мобильным телефоном, отрешен от всего. Когда мальчик вскрикивает: «О, гугл!», все умиляются «смышленому и развитому не по годам» ребенку. Мама светится от гордости! И не подозревает, что через несколько лет будет жаловаться на то, что сын не выходит из цифрового мира, говорит мало и плохо...


Гаджеты стали неотъемлемой частью современности, но, когда они заполняют всё свободное время ребенка, не происходит ничего хорошего. У логопедов уже появился повод для тревоги: наметилась тенденция к уменьшению речи, то есть у детей пропадает интерес к общению.

НА  «КНОПКЕ» С  РОЖДЕНИЯ

Маргарита Бакалейко, логопед Новоуренгойской детской поликлиники, с 2010-го проводит ежегодные опросы среди родителей, чтобы оценить уровень речевого развития детей.

– Прежде большинство семей беспокоило искаженное звукопроизношение малыша, – объясняет врач. – В 2015 году на первое место вышло то, что ребята в три года не владеют развернутой фразовой речью: как средство коммуникации у них она отсутствует. В лексиконе присутствуют лишь аморфные слова, подкрепленные жестами и мимикой.

В жизни так и происходит: если дитя что-то хочет, то произносит одно слово и жестикулирует, избегая звуковой артикуляции.

После двух лет исследований логопед выяснила, что 74 процента неговорящих детей с сохранным слухом, отличным интеллектом, без каких-либо соматических и неврологических нарушений относятся к группе «кнопочных».

– Это детки, которым мамы-папы вручили гаджет в качестве игрушки в два, а то и в полтора года, – отметила Маргарита Георгиевна. – Его ведь дают не только для того, чтобы пресечь капризы и истерики. Кому-то необходимо занять ребенка во время долгого ожидания в очереди или попросту выкроить время для себя.

КОГДА  ОБУЧАТЬ ВТОРОМУ ЯЗЫКУ РАНО

Специалист припомнила случаи, когда детей выращивали животные. Вернувшись в социум спустя годы, им так и не удавалось наладить общение с ровесниками, восстановить речь.

– Не хотелось бы сравнивать текущую ситуацию с такими Маугли, но аналогия прослеживается, учитывая увеличение «кнопочных» детей, – продолжила логопед. – Важно понять, что два года – этот тот позитивный период, когда идет активное становление речи. Ребенок может еще не уметь выражать свои мысли так, как мы этого хотим, но у него на подкорковом уровне идет формирование речевых центров. И если в этот момент блокировать их развитие гаджетом, который не дает стимуляции для эмоциональности, речевой окраски слов, то мы получим недоразвитую личность.

Пока малышам не исполнилось три с половиной года, им важно соприкасаться эмоционально с близкими людьми, слышать их голос, речь, чтобы правильно развиваться в речевом компоненте. В этот период логопеды даже не рекомендуют обучать второму языку – чтобы без помех освоил родной.

– Многие считают, что речь – это врожденная способность. Это так, но надо прилагать усилия, чтобы она развилась. И первые годы жизни – то самое время, когда роль любящего родителя незаменима, а различные электронные «няни» могут нанести необратимый вред, – подчеркивает  Маргарита Георгиевна.

ЛЕКАРСТВА ДЛЯ  РЕЧИ  НЕТ!

Говорят, чтобы запомнить слово, нужно повторить его три тысячи раз. В семье это происходит само собой, без усилий. Ребенок слышит нормативные слова, знает, как правильно ответить, четко формулирует свою мысль. Но а если он всё время проводит, уткнувшись носом в телефон?..

– Немало родителей требуют лекарства, если их малыш не разговаривает, – рассказывает Бакалейко. – Они думают, что есть таблетки, которые решат проблему. Смею огорчить: еще не придумали волшебной пилюли, способной заменить родительское внимание.

Собеседница просит ямальцев не забывать, что всё хорошо в меру. Компьютер и мобильник никогда не заменят живого общения, не покажут пример правильной ситуационной речи, не похвалят.

– Несмотря на занятость, умейте находить время для детей, – подытоживает Маргарита Георгиевна. – Тогда и прогресс будет всем в радость!


АКЦЕНТЫ

Детей к мобильнику приучают сами родители…

Воспитатель салехардского детского сада «Кристаллик» Марина Шарапова часто наблюдает картину: ребенок, которого не могли усмирить, вдруг, как по мановению волшебной палочки, затихает, послушно усаживается на скамейку и ждет, пока родители оденут его. Чудодейственное средство усмирения – телефон с мультиками.

– Спрашиваю бабушку четырехлетней Кати: «Зачем вы кладете в шкафчик внучки телефон? Ведь в течение дня он ей не нужен. Играть им в группе не разрешаю». Та в ответ лишь пожимает плечами, – рассказывает Марина Шарапова.

– Не спорю, сейчас без современных технологий никуда. В нашем садике создан компьютерный класс, где с ребятами из подготовительных групп проводят занятия. А уже в начальной школе дети начинают делать презентации, – продолжает разговор собеседница.

– Но если увлекаться планшетами и смартфонами, то у ребят снижается зрение, искривляется позвоночник. Такие изменения трудно корректировать с возрастом. Из-за погружения в виртуальную реальность ребенок теряет связь с окружающей действительностью. Ему непросто общаться с другими людьми, нарушается и речевое развитие, – говорит Марина Владимировна. – Всё это известно, но родители чаще выбирают легкий путь занять ребенка…  Оправдываются, что сильно устают на работе или трудятся допоздна. А потом жалуются, что после игры на планшете малыш капризничает, долго не может улечься спать или переключиться на другую деятельность.

Педагог с 20-летним стажем видит, как технический прогресс повлиял на детсадовцев. У юных современников заниженная познавательная активность. Они меньше интересуются новым, реже разговаривают на занятиях и очень долго включаются в процесс обучения.

– Самое лучшее времяпрепровождение для детей – это общение со сверстниками и взрослыми. И здесь не надо изобретать велосипед, с дочкой или сыном можно даже варить суп, и такая форма общения на пользу всем.

Фото: Alexxndr/Shutterstock/Fotodom
Фото: Alexxndr/Shutterstock/Fotodom

Марина Шарапова считает, что видеокартинка на планшете дает однобокое, плоское развитие. Гораздо глубже ребенок усваивает информацию, когда ощущает ручками грани кубика, шероховатость дерева.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 10:17, 13 марта 2023

Темы