Джек Лондон затянул фотографа в «Белое безмолвие» | «Красный Север»
0°C

обновлено: 05:48, 07 марта 2023

Культура

Джек Лондон затянул фотографа в «Белое безмолвие»

В Салехарде прошла выставка работ тюменского фотографа Дмитрия Ткачука, победителя нескольких международных конкурсов. По словам мастера, люди, попавшие в кадр, изменили его мировоззрение.    


– Два года назад поехал на День оленевода в Надым. Поработали на празднике, ну, думаю, что снимать в городе? Скучно, – вспоминает Дмитрий. – Подошел на улице к мужчинам в малицах. Познакомились. Говорю, расскажите что-нибудь про тундру. Я никогда там не был, только читал «Белое безмолвие» Джека Лондона. Оказалось,  семейной паре надо перегнать снегоход в стойбище, поэтому моя помощь была весьма кстати.

– Мы ехали за рулем больше суток, без сна. Это было жестко, хотя я обожаю такие ситуации, – продолжает собеседник. – До чума добирались часов шесть. Уже на месте быстро попили чая, но тут выяснилось, что нужно двигаться дальше: друзья тундровиков уехали на рыбалку и застряли. Нужна помощь – починить технику и доставить еду. Пришлось снова садиться на снегоход. Через несколько часов пути началась метель. У меня были солнцезащитные очки, и я надел их ночью! Глазам было больно от колкого снега, который бил в лицо. Видимость почти нулевая. И так мы ехали часов пять-шесть…

ЭТО  ТОГО  СТОИЛО!

По словам нашего собеседника, несмотря на все тяготы дороги, их стоило пережить,  чтобы снять кадры, облетевшие планету, и увидеть белый мир, который оказался не таким уж безмолвным. Философия коренных жителей Ямала покорила сердце Дмитрия Ткачука, а уклад жизни – разум.

– После этой поездки я пошел в музей и понял, что мною еще столько всего не исследовано. Это только верхушка, – размышляет Ткачук. – Самое удивительное – отношение северян к оленям. Это их еда, одежда, дом, деньги. Они каждого рогача в стаде узнают. Безумно уважают. Оленей умерщвляют через удушение. Это мучительная смерть. Но при этом я прекрасно понимаю, зачем это делается. Весьма практично, чтобы сохранить кровь. И в одежде меховой очень тепло и удобно. В кисах чувствуешь всё, что под ногами. Как будто босиком идешь по снегу. Что касается еды, тоже всё логично. Мы утром пили чай и ели сырую рыбу. Она дольше переваривается. В течение дня о еде даже не вспоминаешь.


В Салехарде однодневная выставка Дмитрия Ткачука прошла в Законодательном Собрании. Еще ее планируют установить в аэропорту.



Будете поблизости, загляните, хотя считается, что подобными кадрами ямальцев не удивить. Возможно, если оценивать экспозицию бегло, покажется, что таких фото сделано много. Сюжеты действительно схожи, вот только открываются кочевники не всем художникам, как и не всем предлагают остаться с ними в тундре. Даже в шутку.

– Было дело, – с улыбкой признаётся Дмитрий. – Десять оленей предлагали, лишь бы не уезжал.

После эпопеи с перегоном снегохода наш собеседник снова выезжал в тундру – уже на целый месяц. Остался бы еще, да подвело здоровье. Жил в чуме, помогал по хозяйству, снимал людей в трудной, но привычной для них среде обитания. Он сделал всё так, что даже знакомые сюжеты смотрятся ново. В кадре нет оценивающих ситуацию взглядов. И если герои фоторепортажа смотрят в глаза, то открыто, без ужимок.


Снимок «Отопление» признан лучшим в номинации «Народы России» в конкурсе «Самая красивая страна» 2016 года..jpg
Снимок «Отопление» признан лучшим в номинации «Народы России» в конкурсе «Самая красивая страна» 2016 года. Фото: Дмитрий Ткачук

Снимок «Отопление» признан лучшим в номинации «Народы России» в конкурсе «Самая красивая страна» 2016 года.


ЛУЧШЕ  ГОР МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ТУНДРА

В тундру фотограф мечтает попасть еще раз. Оказалось, даже в длительной поездке он не увидел всего, что хотел.

– Планирую съездить к главному святилищу, – говорит Дмитрий. – На снегоходах туда нельзя, с определенного места нужно добираться на оленьих упряжках. Это очень далеко. Хочу понять духовную составляющую этого мира.

К своим работам автор относится критично. Даже на выставке говорит о том, что некоторые снимки нужно было сделать иначе. Надеется, что удастся переснять. Работы собирает в серии. Выстраивает диалоги между фотографиями и людьми на них. Так потрясающие сюжеты перестают нуждаться в описаниях и комментариях. Хотя если это истории о том, как был сделан снимок, то, конечно же, интересно послушать.

– Не помню, как сделал этот кадр, – держа в руках один из самых знаменитых своих снимков (на нем кочевник подбрасывает в буржуйку дрова. – Прим. авт.), признаётся фотограф. – Мы как раз только вернулись из той сумасшедшей поездки на снегоходах. Я был вымотан. Потом, когда пересматривал, сам не мог отчетливо вспомнить, как снимал.

К слову, это один из самых ярких снимков выставки не только в плане построения композиции, но и душевной теплоты, которую он дарит. Эта печь посреди чума – будто время, в которое мы подбрасываем поленья-события, а после собираем угольки-воспоминания…

– А вот эта собака меня мучила всю дорогу, – закрывая глаза от нахлынувших воспоминаний, продолжает он рассказывать истории о снимках. – Я и гладил ее, и обнимал. Всё без толку. Ехала со мной в санях. В дороге ее не пускали бегать, потому что ее работа – собирать оленей в круг. Всё время лаяла или скулила.  Так вот с открытой пастью ее и снял.

Фотография для Дмитрия Ткачука – образ жизни. Фотокорреспондент газеты «Тюменские известия» вряд ли сможет остановиться на съемках только рабочих мероприятий. Скорость набрана, а впереди – «белое безмолвие», в которое так и хочется окунуться.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 05:48, 07 марта 2023

Темы